Летопись прихода

« Назад

24 января состоялась панихида по жертвам расказачивания 26.01.2014 04:03

По всей России – от Дубоссар и Севастополя до Дальнего Востока – состоялись панихиды и памятные мероприятия в годовщину издания Оргбюро ЦК РКП(б) директивы о тотальном расказачивании (24 января 1919 года). В этот день в приходе Крестовоздвиженского казачьего собора была также совершена заупокойная панихида по репрессированным казакам. На панихиде, совершенной настоятелем собора протоиереем Владимиром, молились казаки Невской станицы, а также казаки Балтийского отдельного казачьего округа.

95 лет назад в этот день была подписана Лениным, Свердловым, Троцким директива «О расказачивании». Документ положил начало массовому уничтожению казачества. Донские территории объявили «гнездом контрреволюции». Новая Донская казачья республика в одном из первых декретов объявила о передаче казачьих земель крестьянам. Защита казаками своих прав была расценена как вооруженная контрреволюция. Это стало началом гражданской войны. 

 

Расказачивание — это массовый террор и репрессии, которые проводились советской властью против казачества во время Гражданской войны. 24 января 1919 года Оргбюро ЦК РКП (б) выпустило директиву, которая призвала вести «самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления». Карательные меры — расстрелы мирного населения, сожжение хуторов — применялись и к тем, кто оказывал помощь казачеству.

IMG_0002

IMG_0004

IMG_0020

IMG_0035

IMG_0023

IMG_0039

P1090986

P1090992

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВСЕМ ПОСТРАДАВШИМ ОТ РАСКАЗАЧИВАНИЯ!

 

24 января - начало расказачивания и геноцида казаков
Автор: Виктор Щедрин


Одной из самых страшных страниц в истории XX века стало расказачивание. Расказачивание началось с постановления РСФСР от 1919 года. Идея расказачивания рассматривалась 24 января Оргбюро ВКП(б), которое приняло директиву. «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах» так назывался тот самый документ, который подписал 29 января Свердлов. Так началось расказачивание.  

В директиве прямым текстом говорилось об истреблении казачества. «Учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо: 

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.  
2. Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.
…5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи…» Наиболее успешно большевики проводили лишь первые два пункта программы по уничтожению людей, которые верой и правдою служили Отечеству с момента образования первых казачьих поселений. Но уничтожить казачество как социальную, боевую силу было бесполезно, если не заселить земли казаков беднотой, которая рвалась к получению земли, причем бесплатной и на вечное пользование. Но Белые войска, в особенности казачьи соединения, препятствовали продвижению масс на юг. Это вызывало недовольство среди правительства ВКП(б). 
    На местах же ответственные за выполнение директивы оперативно отреагировали на нее и принялись за планомерное уничтожение казачества, о чем свидетельствует доклада Донбюро ЦК РКП А.Френкеля к VIII съезду, который проходил в марте 1919 года. Френкель пишет, что необходимо «… широко применить более радикальные террористические методы, указанные в той же инструкции ЦК, но еще не применяющиеся, а именно: экспроприация казачества (расказачивание) и массовое переселение их внутрь России, с вселением на их место пришлых трудовых элементов. Это лучшим образом растворит казачество», но при этом и добавляет что данные «мероприятия под силу только центру, где должна быть образована особая комиссия для разработки этого вопроса. И к этому необходимо приступить срочно. … всех казаков не уничтожишь, а при таких условиях восстания будут продолжаться».

Но, несмотря на весь террор в отношении казаков, никто не сдавался. С большевиками предпочитали бороться все, кто мог держать оружие, включая женщин и детей. Восстания вспыхивали на всех территориях, где хозяйничали большевики. Если восстание терпело положение, что бывало в большинстве случаев, так как у восставших не было должного количества оружия для борьбы, то это могло означать лишь одно, что все население станицы будет уничтожено. Так об одном восстании имеется директива Реввоенсовета 8-й армии № 1522 от 17 марта 1919 года, в которой говорится: «Реввоенсовет 8-й армии приказывает в наикратчайший срок подавить восстание предателей, воспользовавшихся доверием красных войск и поднявших мятеж в тылу. Предатели донцы еще раз обнаружили в себе вековых врагов трудового народа. Все казаки, поднявшие оружие в тылу красных войск, должны быть поголовно уничтожены, уничтожены должны быть и все те, кто имеет какое либо отношение к восстанию и к противосоветской агитации, не останавливаясь перед процентным уничтожением населения станиц, сжечь хутора и станицы, поднявшие оружие против нас в тылу. Нет жалости к предателям. Всем частям, действующим против восставших, приказывается пройти огнем и мечом местность, объятую мятежом, дабы у других станиц не было бы и помысла о том, что путем предательского восстания можно вернуть красновский генеральско-царский режим.»


Поняв, что казачество уничтожить невозможно только силой и это вызывает еще больше сопротивление Троцкий (Бронштейн) пишет документ, в котором обещает покровительство середнякам, бедному казачеству, призывает перейти казаков на сторону красных, говоря о помиловании. Но все это было гнусной ложью, ибо среди населения нашлись и такие, которые были готовы поверить большевикам и пострадали за это. Но во всей революционной прессе того времени, пишутся призывы об уничтожении казаков, об их «вражьей сущности», а в это же время Троцкий полностью противоречит своему очередному документу, направленному казачеству. На митингах и выступлениях он говорит лишь одну фразу, которая доказывает, что казаки должны были исчезнуть с лица Земли. Он говорит: «Казаки — единственная часть русской нации, способная к самоорганизации. По этой причине они должны быть уничтожены поголовно... Это своего рода зоологическая среда, и не более того... Очистительное пламя должно пройти по всему Дону и на всех них навести страх и почти религиозный ужас... Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Черное море…»

На фото: Одна из многочисленных советских директив о расказачивании в регионах

Как писал в приказе-воззвании в августе 1919 г. Ф.Миронов (сам своим сотрудничеством с большевиками увлекший на предательство и гибель тысячи казаков): "Население стонало от насилий и надругательств. Нет хутора и станицы, которые не считали бы свои жертвы красного террора десятками и сотнями. Дон онемел от ужаса... Восстания в казачьих областях вызывались искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество". Сам председатель Донбюро С.Сырцов, говоря о "расправе с казачеством", его "ликвидации", отмечал: "станицы обезлюдели". В некоторых было уничтожено до 80% жителей. Только на Дону погибло от 800 тысяч до миллиона человек - около 35% населения. Еще свидетельство - посланного на Дон московского коммуниста М.Нестерова: "Партийное бюро возглавлял человек... который действовал по какой-то инструкции из центра и понимал ее как полное уничтожение казачества... Расстреливались безграмотные старики и старухи, которые едва волочили ноги, урядники, не говоря уже об офицерах. В день расстреливали по 60-80 человек... Во главе продотдела стоял некто Голдин, его взгляд на казаков был такой: надо всех казаков вырезать! И заселить Донскую область пришлым элементом..." Другой московский агитатор, К.Краснушкин: "Комиссары станиц и хуторов грабили население, пьянствовали... Люди расстреливались совершенно невиновные - старики, старухи, дети... расстреливали на глазах у всей станицы сразу по 30-40 человек, с издевательствами, раздевали донага. Над женщинами, прикрывавшими руками свою наготу, издевались и запрещали это делать..." Именно осуществление директивы Оргбюро привело к восстанию на Верхнем Дону 11 марта 1919г. И первой восстала та самая станица Казанская, что незадолго до этого чуть ли не хлебом-солью встречала большевиков!.. Побывавшие в восставшей Вешенской летчики Бессонов и Веселовский докладывали Войсковому Кругу: "В одном из хуторов Вешенской старому казаку за то только, что он в глаза обозвал коммунистов мародерами, вырезали язык, прибили его гвоздями к подбородку и так водили по хутору, пока старик не умер. В ст.Каргинской забрали 1000 девушек для рытья окопов. Все девушки были изнасилованы и, когда восставшие казаки подходили к станице, выгнаны вперед окопов и расстреляны... С одного из хуторов прибежала дочь священника со "свадьбы" своего отца, которого в церкви "венчали" с кобылой. После "венчания" была устроена попойка, на которой попа с попадьей заставили плясать. В конце концов батюшка был зверски замучен..." После оккупации красными Юга России репрессии прокатились по областям Кубанского и Терского войск. При выселении терских станиц Калиновской, Ермоловской, Самашкинской, Романовской, Михайловской, Асиновской красные горцы убили 35 тысяч стариков, женщин и детей (и вселились в опустевшие станицы). За один лишь прием были вывезены на север и расстреляны 6 тысяч кубанских офицеров. К концу 1920 году остатки Кубанской армии - преимущественно рядовые казаки, - сложив оружие, расходились по домам. Казалось бы, реальный шанс для большевиков добиться замирения. Однако советская 9-я армия лишь усиливала репрессии. В одном из ее отчетов учтены карательные акции за время с 1 по 20 сентября: "Ст. Кабардинская - обстреляна артогнем, сожжено 8 домов... Хутор Кубанский - обстрелян артогнем... Ст. Гурийская - обстреляна артогнем, взяты заложники... Хут. Чичибаба и хут. Армянский - сожжены дотла... Ст. Бжедуховская - сожжены 60 домов... Ст. Чамлыкская - расстреляно 23 человека... Ст. Лабинская - 42 чел... Ст. Псебайская - 48 чел... Ст. Ханская - расстреляно 100 человек, конфисковано имущество, и семьи бандитов отправляются в глубь России... Кроме того, расстреляно полками при занятии станиц, которым учета не велось..." И вывод штаба армии: "Желательно проведение в жизнь самых крутых репрессий и поголовного террора!.." Ниже - зловещая приписка от руки: "Исполнено". При т.н. "конфискациях" у казаков порой выгребались все имевшиеся вещи, вплоть до женского нижнего белья!.. Одновременно развернута была кампания обоснования террора в большевицкой печати. Например, в феврале 1919г. газета "Известия Наркомвоена" (выходившая фактически под прямой редакцией Троцкого) писала: "У казачества нет заслуг перед русским народом и государством. У казачества есть заслуги лишь перед темными силами русизма... По своей боевой подготовке казачество не отличалось способностями к полезным боевым действиям. Особенно рельефно бросается в глаза дикий вид казака, его отсталость от приличной внешности культурного человека западной полосы. При исследовании психологической стороны этой массы приходится заметить сходство между психологией казачества и психологией некоторых представителей зоологического мира..." Мало тогополучается, по мнению командования РККА, что казаки - "царские сатрапы", так они еще что-то навроде вредных насекомых! Ну, а раз так - к ногтю их! "Российский пролетариат не имеет никакого права применить к Дону великодушие... На всех их революционное пламя должно навести страх, ужас, и они, как евангельские свиньи, должны быть сброшены в Черное море!" Вспоминая события тех лет, даже убежденный коммунист М.Шолохов пишет (письмо Горькому от 6 июня 1931г.): "Я нарисовал суровую действительность, предшествующую восстанию; причем сознательно упустил такие факты... как бессудный расстрел в Мигулинской станице 62 казаков-стариков или расстрелы в станицах Казанской и Шумилинской, где количество расстрелянных казаков (б.выборные хуторские атаманы, Георгиевские кавалеры, вахмистры, почетные станичные судьи, попечители школ и проч. буржуазия и контрреволюция хуторского масштаба) в течение 6 дней достигло солидной цифры - 400 с лишним человек..." К 1926 году на Дону оставалось не более 45% прежнего казачьего населения, в других войсках - до 25%, а в Уральском войске - лишь 10% (оно чуть ли не целиком снялось с места, пытаясь уйти от безбожной власти). Было уничтожено и выброшено из страны много казаков старше 50 лет - хранителей традиций. Кстати говоря: заканчивая разговор о первом этапе массового расказачивания, считаю необходимым особо подчеркнуть роль в его организации Ленина. Сегодня мы знаем - изуверская директива Оргбюро вовсе не готовилась в тайне от "вождя мирового пролетариата", без его ведома. Ленин не только знал о происходящем, но и лично участвовал в выработке политики большевицких властей по отношению к казакам. Достаточно вспомнить ленинскую телеграмму Фрунзе по поводу "поголовного истребления казаков"!После ухода Белой армии с земель, населенных казаками, власть в свои руки полностью и окончательно берут большевики, ставящие своих комиссаров во главе станиц и хуторов. Но новое руководство продолжает чинить насилие над населением, отбирать скот и продукты, а отобранная земля не подлежала возврату. Но решающим действием большевиков по уничтожению казаков стала их массовая депортация. Так на Кубани 25 января 1931 года была осуществлена депортация казачества в числе 9 000 семей, около 45 000 человек из районов Черноморья были выселены на освоение засушливых районов Ставрополья и Сальских степей. В течение 1930-1931 годов было арестовано и депортировано не менее 300 000 казаков из различных регионов, в большей степени из Уральской области и бывших территорий казачества на Северном Кавказе/ Таким образом, казачество должно было сгинуть в концлагерях, на тяжелых работах на Севере, пасть под пулями комиссаров, сгореть вместе со своими станицами и исчезнуть, как некогда исчезли маленькие несостоятельные народы. Но не исчезли казаки, не исчезла казачья культура и не сгорели все станицы. Именно тем, кто уцелел в эмиграции, в СССР, не смотря на всю политику, которая по прежнему пыталась извести казачество на нет, суждено было сохранить ту великую часть русской культуры, которою мы помним и которой гордимся до сих пор. Но Российское казачество, как сообщество, подвергшееся террору и репрессированное в годы советской власти было первоначально реабилитировано Постановлением ВС РФ от 16.07.1992 N 3321-1 «О реабилитации казачества». В обращении 18 января 2007 года Президент Карачаево-Черкесской Республики Батдыев М.А-А. заявил, что 24 января 1919 года стало трагической датой в судьбе казачества. С тех пор день памяти казаков – жертв памяти политических репрессий и геноцида проходит во всех казачьих округах.  


Православный календарь
 

 

 

 

 

 

 

МЫ В FACEBOOK
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          
                  
55dbd7563a3c8
 
 

Новости

15.06.2018
"22 июня" - эту дату будут помнить все поколения нашей Родины! Если мы поможем им не забыть! "Храните память о войне!" - спектакль-концерт 22 июня в 19.00 снова на сцене театра СТРАННИК! Приходите и приводите друзей и знакомых. Вместе мы в силах поддержать народную память и не дать забыть подвиг героев, благодаря которым мы имеем мирное небо над нашей головой! Вход свободный, за пожертвование. Узнать как к нам проехать и забронировать места можно здесь: https://vk.com/hranite_pamyat
15.06.2018
Видеозапись выступления выпускников школы свв. Царственных Мучеников, прошедшего 25 мая 2018 года. Сценка подготовлена учениками абсолютно самостоятельно!
28.05.2018

Поздравляем с Праздником Святой Троицы и с Днём Святого Духа!  К празднику вышел новый номер газеты "Воздвижение" №3 (139). В этом номере: - "День Рождения Церкви" - беседа со священником об отношении людей к Церкви (стр.1); - В рубрике "Летопись приходской жизни" рассказы о приходских праздниках, паломнической поездке "К местам духовных и военных подвигов", а также эссе "Пасха. Заметки очевидца" (стр.2)...

 

24.05.2018
Дорогие, любимые братия и сестры! С наступающим праздником Святой Троицы! Приглашаем вас на XII Благотворительный концерт "КАЗАЧИЙ СОБОР"! В программе концерта: выступления коллективов - хора казачьего Крестовоздвиженского собора, Любительского хора Смольного собора Воскресения Христова под управлением регента А. Попова, Образцовый коллектив Ансамбль русской песни "Узорица", Казачий ансамбль Невской станицы, любимые сказочники - Людмила Николаевна Иванищенко и Алексей Николаевич Захаров. И, конечно же, мастер-классы для детей, вкусное угощение и катание на коне!
22.05.2018
20 мая 2018 года состоялся юбилейный 50-й Круг Санкт-Петербургского казачьего землячества «Невская станица».