Летопись прихода

« Назад

Священники Крестовоздвиженского собора за Самодержавие 13.08.2014 05:37

После февральско-мартовского переворота в 1917 году в некоторых православных храмах Петрограда согласно архивным данным проводились монархические проповеди за Царя, хотя и распространено мнение о якобы повсеместной измене столичного духовенства после данного переворота. 5 марта в Ямской Крестовоздвиженской церкви арестовали протоиерея Владимира Гуляева за то, что он во время проповеди обратил внимание прихожан, что в дни переворота была забыта присяга на верноподданство Государю Императору, что к толпе бунтовщиков присоединились военные, и что стали совершаться дела постыдные: убийства, грабежи, сжигание архивов, целых домов... По окончании литургии в алтарь вошли около двадцати военных и гражданских лиц под руководством милиционера Михаила Абрамова Каладила. Они потребовали, чтобы протоиерей Владимир Гуляев ехал с ними в Госдуму. Это произошло по поручению гласного Госдумы Зеленко, являвшегося председателем Александро-Невской милиции. Он же распорядился арестовать протоиерея Андрея Кононова.

IMG_0422а1

IMG_0418а

По словам Зеленко якобы прихожане храма говорили ему, что о. Андрей Кононов уговаривал их вернуться к прежнему образу правления и не подчиняться новому правительству. В связи с этим милиционер А. И. Зильберман арестовал протоиерея А. Кононова на квартире. При этом ордера на арест он не предъявил.

А 8 марта было заведено следственное дело. Материалы его направили в Синод, а оттуда - в Петроградскую Духовную консисторию. И знаменательно, что, по мнению Духовной консистории, рассмотревшей это дело, указания, изложенные протоиереем Владимиром Гуляевым в храме, фактически были верны. Духовная консистория также решила, что наказания на него накладывать не следует.

Настоятель храма Воздвижения Животворящего Креста Господня (Ямского Крестовоздвиженского) протоиерей Владимир Григорьевич Гуляев родился 27 октября 1841 года.

132

Сын священника Санкт-Петербургской епархии. В 1863 году окончил курс Санкт-Петербургской духовной семинарии. После этого состоял на службе диаконом храма Св. Павла Исповедника при Александро-Невском духовном училище, продолжил образование в Санкт-Петербургской духовной академии, посвящен во священника 22 октября 1870 года. В протоиерея же посвящен 25 января 1890 года. Преподавал св. историю и латинский язык в Александро-Невском духовном училище, был смотрителем этого училища. Перемещен по прошению на священническую вакансию к Ямской церкви 28 июля 1883 г. Св. синодом утвержден в должности штатного члена той же СПб Духовной консистории (2-й экспедиции).Состоял старшим членом Временного ревизионного комитета по ревизии экономических отчетов дух. училищ учебных заведений, консистории и попечительства СПб епархии с 1883 г. по 1889 г. Состоял членом совета попечительства об увольняемых из СПб дух. семинарии и училища учениках с 7 сент. 1885 г. по 11 сент. 1887 г. Состоял безвозмездно законоучителем в приюте Елизаветы и Марии, ведомства учр. Императрицы Марии с 18 ноября 1888 г. по 1 июня 1909 г.

Заведовал церковно-приходскою школою при местном приходском благотворительном обществе и был законоучителем оной школы с 1894 г.

Награжден многими орденами, а также золотым наперсным крестом из кабинета Его Величества.

В Москве в июне 1917 г. проходил Всероссийский съезд православного духовенства и мирян. Группа православных верующих послала на этот съезд небольшое письмо, в котором был призыв: настаивать, чтобы в России опять было Царское правление и бороться с революционерами, а не слать им свои приветствия. Интересно письмо Всероссийскому церковному собору от крестьянина Михаила Евфимьевича Никонова Семендяевского Богоявленского прихода деревни Калуг Калязинского уезда Тверской губернии. В нем есть очень актуальные суждения. "Нам думается, что Святейший Синод сделал непоправимую ошибку, что преосвященные пошли навстречу революции... В среде народа - такие речи, что якобы поступком Синода многие здравомыслящие люди введены в заблуждение, а также многие и в среде духовенства. В заключение письма он заметил важное обстоятельство: "Все вышеизложенное, что здесь написал, не только мое личное сочинение, но голос православно-русского народа, стомиллионной деревенской России, в среде которого нахожусь я".

На данном соборе очень значимым было выступление священника Владимира Востокова. Он говорил следующее: "...Сталкивание исторического поезда с пути произошло в конце февраля 1917 года, чему содействовала прежде всего всемирная еврейско-масонская организация... Собор должен сказать, что в феврале-марте произведен насильственный переворот... Единственное спасение русского народа - православный русский мудрый царь..." Очень верным было выступление на Соборе викария Забайкальской епархии епископа Селенгинского Ефрема (Кузнецова). Он заявил, что в произошедшем в России виноваты целые классы людей служения общественного, государственного, церковного, а более всего - интеллигенция. "Не осталось в стороне от общего греха... и наше духовенство, являющееся в своем роде тоже интеллигенцией. Духовенство в массе, как и жалкая по своему умственному и нравственному содержанию наша светская интеллигенция, легко поддалось революционному психозу, в котором продолжает оставаться доселе, несмотря на жестокие удары переживаемого времени, невзирая на явное проявление гнева Божия, карающего и зовущего к покаянию... Буйствуя на своих собраниях и съездах, оно телеграммами приветствовало мирских разрушителей Церкви и в то же время с бешенной яростью набрасывалось на носителей церковной власти - епископов, стремившихся сохранить основные устои и святыни Церкви". Профессор Московской Духовной академии С. С. Глаголев сказал, что при обсуждении вопроса о нарушении присяги бывшему Государю Императору Николаю II нужно иметь в виду, что произошло не отречение Николая II, а свержение его с престола, и не только свержение Его, но и свержение самого Престола (принципов Православия, Самодержавия и Народности). Профессор протоиерей Д. Рождественский подчеркнул, что на насильственный характер отречения Николая II указывает последующее отношение новой власти к Нему.

  imperiam_3

В одном из российских журналов за 1917 год была напечатана статья о нижегородском духовенстве при первом известии о государственном перевороте завершившемся в марте того года. И. о. главы нижегородской епархии тогда при отъезде высокопреосвященного Иоакима был преосвященный Лаврентий. 3 марта владыка Лаврентий открыл епархиальное собрание, проходившее в связи с этим переворотом. После открытия собрания он заявил, что считает своим долгом во имя святости присяги молиться как и прежде за Государя Императора Николая II, пока с него данная присяга не будет снята высшею церковною властью. Ибо, по его мнению, только эта власть, помазующая на царствование Государей, имеет право освободить от присяги на верность Императору.


В одной из газет за тот же год было напечатано заявление митрополита Макария относительно его ухода на покой. Он сообщил, что вышел на покой под давлением обер-прокурора Синода В. Н. Львова, назначенного Временным правительством. Митрополит Макарий подчеркнул, что это давление он испытывал дважды. Первый раз - вечером обер-прокурор явился с вооруженной охраной на митрополичье подворье, вошел в комнаты митрополита и, подозвав того жестом руки, выкрикнул по его адресу: "Распутинец! Распутинец!" Затем, пригрозив Петропавловской крепостью, потребовал, чтобы он тотчас садился писать в Св. Синод прошение об увольнении на покой. Требование митрополитом Макарием было молчаливо исполнено. Потом это заявление было возвращено митрополиту как написанное под давлением. Митрополит также сообщил для печати, что с Распутиным он до назначения митрополитом никак не был знаком, ни непосредственно, ни через кого-либо. После этого обер-прокурор Львов, приехав в Москву, агитировал паству против митрополита Макария. А такая агитация, как верно обратил внимание митрополит, не согласна ни с существующими канонами, ни с гражданскими узаконениями...

По распоряжению военного комитета были арестованы члены ютившейся на окраине г. Саратова монархической организации, во главе которой стоял священник. Организацией этой были выпущены прокламации, где, среди прочего, говорилось: "Дайте царя и хлеба!" Произошло это 27 апреля 1917 года и связано со сравнительно высокой активностью монархических настроений в г. Саратове.

По материалам газеты "Русский вестник"


Православный календарь
 

 

 

 

 

 

 

МЫ В FACEBOOK
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          
                  
55dbd7563a3c8
 
 

Новости

11.04.2018
Публикуем фотоальбом пасхальной ночи...
05.04.2018

В праздник Пасхи в нашем приходе состоится ночное богослужение (начало в полунощницы в 23.30, Крестный ход и утреня в 00.00, начало Литургии в 02.00). Утром в 10.00 будет совершена Божественная Литургия. См. Расписание служб

 

05.04.2018

Братья и сестры! Освящение куличей, пасок и яиц пройдет в Крестовоздвиженском соборе в Великую субботу 7 апреля с 14.00 до 19.00.

05.04.2018

Поздравляем вас с Праздником праздников – Пасхой Господней! Пусть весть о Воскресшем Спасителе остановит неминуемую суету нашей жизни и озарит её светом вечности, светом Христовой истины. 

К празднику вышел новый номер газеты "Воздвижение" №2 (138). Воистину Воскресе Христос!

05.04.2018

«Великая Суббота, вечер. <...> Народу мало, несут пасхи и куличи в картонках. <...> Слышны шаги в темноте, белеют узелочки. В ограде парусинная палатка, с приступочками. Пасхи и куличи, в цветах, – утыканы изюмом. Редкие свечечки. <...>