Летопись прихода

« Назад

Праздник Божественного света 19.08.2015 13:54

Преображение Господне — праздник, относящийся к двунадесятым, т. е. важнейшим после Пасхи, связанным с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии. Отмечается всегда 19 августа (6 по ст. ст.), хотя само событие Преображения произошло в феврале. В этот праздник нам показано новое, преображенное и благодатное состояние человека и природы, которое будут обретено в Вечности. Ожидает этого обновления все естество — и об этом говорит даже чин освящения плодов.

DgHuiFP1FJY11 Праздник Божественного света

По объяснению св. Иоанна Дамаскина, «Господь взял Петра для того, чтобы показать, что свидетельство его, неложно им данное, подтверждается свидетельством Отца и дабы уверить его в Своих словах, что Отец Небесный открыл ему это свидетельство  (Мф. 16:17); Он взял Иакова, как имевшего прежде всех апостолов умереть за Христа, испить чашу Его и креститься за Него крещением (Деян. 12:2); наконец, взял Он Иоанна, как девственника и чистейший орган Богословия, дабы он, узрев вечную славу Сына Божия, возгремел эти слова: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Иоан. 1:1).

 

tg4sTrGhHEk Праздник Божественного света

 

Евангелисты не сообщают о том, что это была за гора. По церковному Преданию, Христос возвел Своих учеников на гору Фавор. В переводе с еврейского это название означает «чертог чистоты и света», что символично с точки зрения значения праздника.

Между тем епископ Кассиан (Безобразов), посвятивший жизнь изучению Нового Завета, отмечает, что это мнение вызывает возражения ученых. Фавор — это небольшая возвышенность в Галилее. Во времена жизни Христа на вершине Фавора была крепость, что, как замечает исследователь, «делало место неблагоприятным для уединения. В противовес традиционной топографии, мнение ученых склоняется в наши дни в пользу Ермона».

Как бы то ни было, существенно то, что это была именно гора. Высота Горы, как толковал ее блаженный Феофилакт, означает возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Сама Гора знаменует необходимость двух подвигов — богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: богомыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению. Гора указывает также на уединение и безмолвие, благоприятствующие молитве.

Пока Спаситель молился, ученики уснули. А когда проснулись, то увидели, что лицо Христа просияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как свет.

Тогда же на горе явились пророки Моисей и Илия, которые некогда были удостоены видения славы Господа, — один на Синае, другой на Хориве. Моисей и Илия беседовали с Сыном Божиим «об исходе Его, который Ему надлежало совершать в Иерусалиме», т. е. о кончине Богочеловека на кресте.

Моисей и Илия, по выражению св. Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Явлением своим на горе преображения они свидетельствовали также то, что преобразившийся Владыка живых и мертвых есть Бог, Творец и Исполнитель закона и пророков.

Радость наполнила сердца апостолов, и Петр сказал Иисусу: «Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». И сказал он это, поскольку «не знал что сказать, потому что они были в страхе».

«Радостию исполнились Пророки и Апостолы, вошедший на гору, замечает св. Ефрем Сирин, — радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели; радовались Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели. Они предстали пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов, а Апостолы на Пророков. Там взаимно простирали на себя взоры предстоятели Ветхого и Нового Заветов. Таким образом, гора представляла собою Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятые Церковью, и показал, что Он есть Податель обоих».

Светлое облако осенило их, и был слышен глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный: Его слушайте.

Услышав голос Божий, ученики в страхе пали на землю, а Христос коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Когда они посмотрели на Него, то увидели Его снова в обыкновенном виде.

Спускаясь с горы, Иисус повелел им никому не говорить о том, что они видели, пока Он не воскреснет из мертвых. «И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых».

IMG_3104а

Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя. Св. Церковь празднует его в августе, потому что празднование в феврале приходилось бы во дни св. Четыредесятницы, что было бы несовместно с великопостным служением и печальным временем поста и покаяния, изображающим собою настоящую многобедственную жизнь, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собою будущий век.

6 августа (по ст. ст.) празднуется потому, что 14 сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание Страстей Христовых; а так как Преображение было за 40 дней до распятия Спасителя, то святые отцы отсчитали от праздника Воздвижения Креста Господня 40 дней.

Преображение имеет отношение лично к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни.

IMG_3107

В Праздник Преображения принято освящать плоды. Этот древний обычай освещать плоды восходит к VIII веку. Некогда этот обычай означал, что люди приносили начатки своих трудов для освящения их Богом в Церкви, так же как приносили мед на первый Спас, медовый. Церковно-славянский язык не различает овощей и фруктов. Под овощами подразумеваются всякие плоды, поспевающие к этому времени. Как правило, у нас в России освящают яблоки, виноград и другие поспевшие плоды — груши, абрикосы.

IMG_3081

IMG_3113

 

Воздержание от вкушения этих плодов было обусловлено тем, что перед вкушением надо было получить благословение Божие. Отсюда выработались и уставные предписания и рекомендации о «невкушении винограда или яблок до праздника Преображения».

Свидетельства о приношении первых плодов нового урожая к алтарю можно найти в Ветхом Завете: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23:19); «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику» (Лев. 23:10); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Притч. 3:9).

 

Ольга Богданова

IMG_3143


Православный календарь
 

 

 

 

 

 

 

МЫ В FACEBOOK
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          
                  
55dbd7563a3c8
 
 

Новости

10.12.2018
9 декабря во время Божественной Литургии в храме св. Александра Невского на пр. Маршала Жукова митрополит Варсонофий рукоположил во священники диакона нашего прихода - отца Кирилла Шпаковича. Теперь в причте нашего храма пять священников. Поздравляем отца Кирилла и молитвенно желаем дорогому батюшке Божией помощи в служении на ниве Христовой! АКСИОС! АКСИОС! АКСИОС!
03.12.2018
26-27 ноября паломники из Крестовоздвиженского казачьего собора почтили 15-летие со дня кончины прихожанки схимонахини Клавдии, побывав на могилке матушки в Спасо-Елеазаровской обители. Предлагаем Вашему вниманию фоторассказ о поездке в Спасо-Елеазаровский монастырь - центр русской идеологии, форпост православия на западе Руси и кладезь церковного предания. 
02.12.2018
По материалам сайта Спасо-Елеазаровской обители: "Из проповеди митрополита Евсевия (Саввина): «Сегодня исполняется 15 лет со дня кончины схимонахини Клавдии. У каждого человека свой путь и каждый человек, если он христианин, живет по воле Божией. А воля Божия открыта нам в заповедях Божиих, в церковном уставе и правилах, в наставлениях святых отец. Мы призваны прославлять имя Божие, молиться друг за друга, утверждая нашу святую веру и делая добрые дела". 
25.11.2018
25 ноября исполнилось 15 лет со дня упокоения нашей прихожанки схимонахини Клавдии - Клавдии Георгиевны Петруненковой (†25 ноября 2003 года). К этой дате приход выпустил книгу памяти незабвенной матушки, представляющую из себя сборник воспоминаний. Книга имеется в лавочках прихода.
25.11.2018
Сегодня протоиерей Владимир Сергиенко от имени прихожан Крестовоздвиженского казачьего собора поздравил с 92-м Днём Рождения и с Днём Ангела дорогого батюшку Иоанна Миронова! Многая-многая-многая лета досточтимому отцу Иоанну во славу Православной Церкви и народа Божиего!