Летопись прихода

« Назад

Календарь 1917 года как напоминание о подлинных русских ценностях 27.01.2017 17:51

В последние годы для многих россиян стали привычными заявления наших политиков о том, что Россия в своей внешней политике отстаивает ценности «русского мира», и именно поэтому она якобы конфликтует с Западом, который давно отошёл от христианства и утратил подлинные европейские корни. Однако каковы принципы этой политики и в чём заключается национальный интерес России, никто из российских политиков точно формулировать не хочет…

При этом, судя по решениям, которые принимаются российскими властями во внутренней политике, складывается впечатление, что главный русский праздник — это пьяный Новый год, а самая охраняемая ценность — право женщин убивать детей в своей утробе и получать на это финансирование от государства.

Иных «русских ценностей» наши политики пока предложить нам не могут, ну или не хотят.

В этом свете для них будет весьма важно внимательно изучить старый дореволюционный календарь 1917 года, который, как оказывается, рассказывает нам о подлинных русских ценностях гораздо больше, чем российские политики.

Отметим, что дни календаря за 1917 год совпадают с календарём нынешнего 2017-го. Но не забываем, что в 1917 году использовался Юлианский календарь, а ныне мы живём по календарю Григорианскому. Так что, всё смещается на 13 дней

 

Согласно этому календарю, главным русским праздником всегда было Воскресение Христово или Пасха — её наши предки праздновали целую неделю, которая неизменно была выходной. Более того, Страстная Пятница и Великая Суббота, накануне Пасхи, также объявлялись выходными днями.

Сама календарная неделя в русской традиции начиналась не с понедельника, а с воскресенья.

Вторым русским праздником было Рождество Христово — его отмечали три дня. Никаких майских праздников у русских людей не было, а Новый год праздновали всего один день. При этом все двунадесятые церковные праздники всегда считались выходными.

Таковы основные ценности русского народа. Являемся ли мы русскими после всего этого, и проводят ли наши власти подлинную политику по защите русских ценностей, каждый из наших читателей может догадаться сам.

 

Кстати, для тех, кто живёт по старому стилю, данный календарь может иметь и практические значение, поскольку он полностью совпадает с церковным календарём 2017 года.

Источник

 

1913 – 2013: сто лет российской жизни в цифрах

 

В Советском Союзе с 1913 годом сравнивали всё – от рождаемости до выплавки чугуна. В канун столетия «статистического эталона» можно посмотреть, что изменилось.

Россияне стали есть больше сахара и яиц и почти в четыре раза (!) больше пить. Депутат Госдумы сто лет назад получал примерно 175 тыс. руб. нынешними, провинциальный учитель – 52, 5 тыс. руб.

В 1913 году Россия была одной из самых быстро развивающихся стран мира. Французский экономический обозреватель Э. Тэри писал в книге “Россия в 1914 году. Экономический обзор”: “Экономическое и финансовое положение России в настоящий момент превосходно… от правительства зависит сделать его еще лучше». Представители российской власти, иностранные корреспонденты и послы других государств считали, что для полного расцвета нашей стране не хватало лишь нескольких десятилетий мира. К сожалению, история не дала России мирной жизни, а потому 1913 год так и остался вершиной, преодолеть которую стремились в эпоху СССР.

Внутренний вид магазина торгового товарищества «Братья Елисеевы». Санкт-Петербург, начало ХХ века

 

За сто лет в нашей жизни изменилось очень многое, а потому любые аналогии будут относительными. Даже не заглядывая в статистические выкладки, читатель знает, что в 1913 году на душу населения приходилось больше дров и меньше автомобилей. В домах не было холодильников, поэтому россияне съедали соли в 4 раза больше чем сахара. (Крестьянин европейской части России «съедал» за год 0,99 пудов соли, то есть 16 килограмм), но только 4 килограмма сахара. Для сравнения в 2007 году каждый россиянин съел 39 килограмм сахара. Соли мы едим не меньше, поскольку в 1913 году жители Земли не перекусывали чипсами, бигмаками и продуктами, которые можно разогреть в микроволновке.

Впрочем, можно найти и более объективные критерии для оценки, которые легко может проверить любой человек. Речь идет о соотношении средней зарплаты и цен на основные продукты. Поскольку дальше речь пойдет о деньгах, то нужно сделать важную оговорку. Нельзя провести точное соотношение между 1 рублем 1913 года и 2013 года (историки дают за рубль 1913 года от 250 до 1100 современных рублей), поэтому условно будем считать, что 1 рубль начала ХХ века примерно равен 500 современным, подчеркнем, что речь идет о весьма приблизительных выкладках.

Итак, перенесемся в дореволюционный Петербург и посмотрим, что могли купить себе люди разных профессий в 1913 году на свою зарплату.

Меньше всех за день получал чернорабочий – 124 копейки (620 рублей). Для удобства счета предположим, что он работал 20 дней в месяц и зарабатывал 24 рубля 80 копеек (12400 рублей). За килограмм лучшего мяса он должен был заплатить 58 копеек (290 рублей).

(Пуд мяса стоил 9 р. 38 копеек, считая пуд равным 16 килограммам, мы получаем привычную нам цену. Чтобы не утомлять читателя цифрами, в дальнейшем мы будем опускать промежуточные расчеты. Цифра в скобках будет означать современный эквивалент).

За год средний россиянин в 1913 году съедал 43 килограмма мяса. В 2011 году каждый из нас съел приблизительно 60 килограммов мяса (по 20 килограмм свинины, говядины и курятины), а цена говядины давно перевалила отметку в 300 рублей.

А вот если бы наш современник в 1913 году захотел бы сделать на завтрак яичницу, то его ждало бы большое разочарование – в магазинах Петербурга десяток яиц стоил 30 копеек (150 рублей!). Высокая цена делала этот товар недоступным для многих жителей империи, а потому в год россиянин в среднем съедал 48 яиц (в 2003 году – 223). В наши дни цена на яйца может достигать 50 рублей.

Хлеба за год съедали в два раза больше чем сейчас: 200 кг против 95 в 2011-м. В магазинах Петербурга лучший хлеб стоил 11-12 копеек за килограмм (55 рублей).

Как тогда, так и сейчас многие не могли жить без алкоголя. И вот здесь нас ожидает сюрприз – в 1913 году россияне выпивали по 8 литров водки на человека, для сравнения в 2011 году на каждого жителя России приходится по 15.76 литров чистого спирта, то есть более 30 литров водки. За сто лет мы стали пить куда больше, даже если учесть разницу между населением Российской империей и современной Россией.

От разговоров о еде можно перейти к более глобальным проблемам. У нашего чернорабочего вполне могли быть дети, которые могли пойти учиться. Образование – больная тема для нашей страны, и за сто лет острота этого вопроса практически не снизилась.

В начале ХХ века Российская империя вкладывала средства в образование. Причиной этого отчасти стали результаты переписи населения 1897 года, в ходе которой грамотными оказались лишь 21 процент жителей империи. Бюджет Министерства народного просвещения в 1906 по 1913 год увеличился почти вдвое, достигнув суммы в 142 738 715 рублей (около 71 с половиной миллиарда рублей на нынешние).

В 2013 году на образование выделено 558 миллиардов рублей, а в 2014 году – лишь 499 миллиардов. Сопоставлять эти цифры непросто, поскольку сейчас расходы на образование включают в себя покупку техники, о которой в 1913 году никто и не помышлял. Кроме того, в Российской империи была развитая система частных коммерческих училищ, так что бюджет мог тратиться более экономно.

К 1913 году в России было 2863 частных учебных заведения, в которых обучались 250 тысяч 20 человек. Все го же в Российской империи к 1 января 1914 года школьниками и студентами были 8902621 человек. Для сравнения в 2012 году в российских ВУЗах учились 6,3 миллиона человек, а в училищах и ПТУ – 2,9 миллиона. В 1913 году такая картина была бы невозможна – студентами университетов было менее одного процента от числа всех учащихся. Однако принципиальным отличием Российской империи от современной России было постоянное увеличение расходов на образование.

Гимназист

Нам осталось сравнить зарплату чернорабочего с тем, сколько получали в месяц представители других профессий. Депутат Государственной Думы в 1906 году зарабатывал в месяц 350 рублей (175 000), провинциальный учитель в женской гимназии – не более 105 рублей (52500), заведующий земской больницы — 125 рублей (62500), фельдшер – не больше 55 рублей (27500). Отметим, что средняя российская зарплата в марте 2012 года была 26440 рублей.

Любой из этих людей обязательно ездил на транспорте и платил за билеты. Поездка на московском трамвае стоила 5 копеек (25 рублей), извозчик стоил дороже – от 20 до 70 копеек (до 350 рублей). Железнодорожный билет 1 класса до Петербурга стоил 16 рублей (8000), 3 класса – 6 рублей 40 копеек (3200). В наши дни самый дешевый плацкарт обойдется в 1080 рублей, поездка же в люксе – почти в 10 тысяч.

 Московский извозчик

Иногда люди хотели отдохнуть и ходили в театр. Самый дорогой билет в Большой театр стоил 31 рубль 50 копеек (15750), самый дешевый – 30 копеек (150). Сейчас на сайте театра самый дешевый билет для студента стоит 100 рублей, верхнюю же границу цены на билет просто не удалось обнаружить, так как на официальном сайте подобная информация отсутствует. На одном из сайтов билет в партер на балет «Щелкунчик» 31 декабря предлагается за 20 тысяч рублей.

Основным источником сведений по 1913 году был сборник “Россия 1913 год (Статистико-документальный справочник). Российская Академия Наук, Санкт-Петербург, 1995 г.

Источник


Православный календарь
 

 

 

 

 

 

 

 

МЫ В FACEBOOK
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          
                  
55dbd7563a3c8
 
 

Новости

17.11.2017
Просим прихожан внести пожертвования для того, чтобы оставить одну икону для нашего храма. До конца ноября нам нужно собрать 40 тысяч рублей (такие иконы стоят намного дороже!). На данный момент осталось собрать 26 тысяч 200 руб.
17.11.2017
17 ноября 155 лет назад родился священник Крестовоздвиженского прихода протоиерей Григорий Ковалевский (1862 - 1917). Накануне этого памятного дня состоялась встреча учеников и преподавателей приходской школы имени свв. Царственных Страстотерпцев с внучкой протоиерея Григория -  Евгенией Васильевной Ананьевой (Ковалевской).
06.11.2017
Где в большом мегаполисе, наполненном бегущей безликой толпой, запруженном рекламой и автомобилями, можно прикоснуться к подлинному голосу народной души? Где можно испить от родника традиционной культуры, увидеть прекрасные лица и насладиться задорными танцами? Чтобы получить такой удивительный подарок, нужно было прийти одним воскресным вечером по закоулочкам и улочкам в театр «Странник», что на Цветочной, 16.
04.11.2017
Казачата с другими участниками чтений выступили перед пожилыми людьми Социального дома Приморского района СПб и пациентами Церковной благотворительной больницы святой блаженной Ксении Петербургской.
04.11.2017
3 ноября учащиеся школы свв.Царственных Мучеников посетили святыни Царского села и Гатчины, а также узнали многое о жизни Императора Павла I, побывав в его резиденции - в Гатчинском дворце.