Летопись прихода

« Назад

С Днём Рождения, Пётр Николаевич!  22.09.2019 16:04

22 сентября исполнилось 150 лет со дня рождения любимого и самого читаемого в нашем приходе писателя, генерала и атамана Петра Николаевича Краснова. После воскресной службы в присутствии казаков протоиерей Владимир Сергиенко отслужил панихиду по убиенному воину Петру, сказав краткое слово о приснопоминаемом. Батюшка напомнил, то это был потомственный генерал, через свою жизнь пронесший верность присяге и офицерской чести. 

IMG_2997

Всем желающим познакомиться с творчеством Петра Николаевича рекомендуем приобретать Полное собрание сочинений Петра Николаевича, издаваемое в наше время (недавно вышел 9-й том). (Здесь подробнее: https://vk.com/krasnov_books) Это собрание - лучший венок на могилу писателя. Поклон и искренние поздравления всем делателем на ниве возвращения нашему народу творчества Петра Николаевича! Вечная память убиенному воину Петру!

Предлагаем Вашему вниманию статью С.Зеленина, посвящённую литературному творчеству юбиляра.

О романах Краснова (к 150-летию со дня рождения)

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения одного из талантливых русских писателей, имя которого в этом качестве знакомо далеко не всем. Это Пётр Николаевич Краснов. Не буду говорить о нём как о военном и политическом деятеле, я хочу поговорить о другом – о его литературной деятельности. А конкретно высказать свои впечатления от двух его романах, которые я считаю одними из лучших произведений русской литературы ХХ века.

 

Краснов как писатель проявил себя ещё до 1917 года, но в полной мере он развернулся уже в эмиграции, в межвоенный период, когда были созданы его самые значимые произведения. Писатель он был плодовитый и написал довольно много, включая и мемуарные произведения, воспоминания о времени революции и гражданской войны. Ну и, конечно, художественные произведения, прежде всего, исторические романы. Пожалуй, одним из лучших его произведений можно назвать роман «Цареубийцы (1-е марта 1881 года)». Начну с него, поскольку это первое прочитанное мною произведение Петра Николаевича.

 

Роман этот повествует, прежде всего, о террористах-народовольцах, однако роман ценен, прежде всего, тем, что миру террористов и врагов Отечества противопоставлен другой мир – мир русских патриотов, героев, верных слуг Царя и Отечества. Это рассказ о последних годах царствования Александра II Освободителя, знаменитого тем, что в его правление были проведены важные реформы и самая главная – крестьянская, в ходе которой свободу получили многие тысячи крепостных. Однако это же было и время пробуждения общественной жизни, в которой помимо мирных сторонников преобразований и установления в России конституционного строя появились радикалы, заговорившие о том, что изменения должны совершаться насильственно, о том, что монархию надо свергнуть и перешедшие от слов к конкретным действиям – террору. Однако роман этот не только о террористах и нигилистах, но и о других моментах истории того периода. Одни из ярких страниц романа это рассказ о Русско-турецкой войне – и тут автор в своей стихии. Мы видим Императора, Его Императорское Высочество Великого князя Николая Николаевича Старшего, конечно же, великого русского военачальника Скобелева, легендарного Белого генерала, Ак-пашу, и многих других. У Краснова в романе нет иностранного шпиона, который убивает посланного в ставку курьера за подкреплением, нет отказа в подкреплениях от лица Непокойчицкого – подкреплений не приходит потому, что их уже не осталось, некем практически поддержать скобелевский успех, к тому же ряд других чисто военных проблем. Собственно, роман и написан именно военным, генералом, который в этих вопросах понимает лучше «шпаков». Война имеет большое значение для романа – здесь гибнет Афанасий Разгильядев, отличается его отец, Порфирий, здесь преображается князь Болотнев. Всё самое прекрасное и героическое проявляется в этой войне. А крадут русскую победу англичане («англичанка гадит») и «английский жид Дизраэли». Это была действительно народная война, когда патриотизм и стремление воплотить в реальность высокую идею освобождения братьев-славян охватило все слои общества – от крестьян до императорской фамилии.

 

Террористы-народовольцы предстают здесь довольно ужасными и гнусными людьми, инфернальными и несущими смерть. Буквально чувствуется мрак, холод, сырость от описания их мира. Это мир крыс, мир совершенно чуждых России людей. Это самые настоящие русофобы, которые пытаются при этом говорить о русском народе, о русском патриотизме, но по-своему. Им противно всё то, что связано с патриотизмом и верностью Царю и Отечеству. Особенно показательна ненависть аристократки Перовской к генералу Скобелеву (внуку выходца из простых людей), который был очень популярен в народе. Народовольцев, называвших себя «радетелями за народ», это страшно бесило. Да, собственно, они сами считали себя народом, будучи, впрочем, совершенно оторваны от него: «Тут было человек тридцать молодёжи, всё больше совсем безусой, редко у кого была молодая бородка клинышком. Было несколько евреев. <...> Вера понимала – это и был тот народ, для которого она хотела работать». И народ этот сперва Огюстен Кошен, а потом Игорь Шафаревич назовут «малым». То есть это небольшая группа людей, которая называет себя «народом» и узурпирует право говорить от его имени. Об этом довольно хорошо написано в знаменитой «Русофобии» Игоря Ростиславовича, скончавшегося в 2017 году. В частности, среди примеров «малого народа» там называются и народовольцы, которые сами назначили себя единственными выразителями «воли народа». Причём, как верно отмечает Шафаревич, «малый народ» – это вовсе не евреи, хотя и представители еврейского народа есть среди него, в частности, в романе показана некрасивая и довольно отвратительная Геся Гельфман.

 

Одним из эпизодических персонажей романа, который появляется там всего на паре страниц, но имеет важное значение для него – Фёдор Михайлович Достоевский. С ним беседует главная героиня, которая пришла спросить его об отношении к грядущей войне – и эта позиция была именно такой, как она изложена на страницах «Дневника писателя». Завершается разговор следующим диалогом:

«– Выходит, – с вызовом, гордо вскинув голову, сказала Вера, – жить по Евангелию?

– Как же иначе-то!.. – твёрдо сказал Достоевский. – Иного пути нет-с!.. На нём истина!..»

По-моему, тут не убавить и не прибавить. В этих словах заключается философия Достоевского, человека глубоко православного, верующего христианина. Его гуманизм был основан именно на Евангелии и ни на чём больше. Собственно, он здесь неслучаен ещё и потому, что сам является автором романа, разоблачающего террористов, всех этих «борцов за народ» и т.д. – «Бесы». И здесь мы тоже видим именно бесов. И главная героиня вскоре это понимает, наступает прозрение, с кем же она связалась. Выясняется, что идеалы, к воплощению которых она стремилась, примкнув к «Народной Воле», – ложь. Народ, на восстание которого надеялись революционеры, выражает глубокое и искренне сочувствие убитому Государю и так же искренне ненавидит его убийц.  Надо отметить, что концовка романа довольно интересна, поскольку имеет два варианта судьбы главной героини – читатель вправе сам выбрать ту, которая ему ближе. Это одно из прекрасных произведений антинигилистической литературы, написанное уже пост-фактум, после того, как бесы захватили власть и погрузили Россию в кровавый хаос, но от этого роман не становится менее интересным и актуальным. Это роман о прозрении и покаянии, о нравственном преображении, об истинной  сути революционного движения. Краснов в этом романе ориентировался на произведения Достоевского, в частности, «Бесы» и «Преступление и наказание» (поэтому неудивительно появление писателя в «Цареубийцах» – это дань уважения его гению со стороны литературного ученика).

 

Другой роман Петра Краснова, написанный ранее «Цареубийц», – это «От Двуглавого Орла к красному знамени», являющийся одной из несомненных вершин творчества автор. Это – роман-эпопея, который повествует об истории русского общества и прежде всего Русской Императорской армии на протяжении более четверти века. Написан он был фактически по горячим следам. Сам автор в предисловии указывает, что начал писать его ещё в годы гражданской войны. Работа постоянно прерывалась отвлечением на военные события. И вот, когда ему пришлось уже оказаться в эмиграции, Краснов роман дописывает и выпускает в печать в 1921 году, но в 1922 году выходит второе издание, существенно исправленное им. Именно этот вариант он и считал воплощением своего литературного замысла. И именно этот законченный вариант я и прочёл.

 

Краснов не скрывает, что он ориентировался на знаменитый роман Льва Толстого «Война и мир» как образец для подражания. Причём, стоит отметить, что не было ещё написано в то время знаменитых романов-эпопей о событиях начала ХХ века, описывавших Первую мировую войну, революцию и гражданскую войну. Не было потрясающего «Тихого Дона». Только ещё начинал работать над «Хождением по мукам» Алексей Толстой. Не было «Белой гвардии» Булгакова (который, кстати, задумывал именно цикл из нескольких романов о событиях гражданской войны, но так вышло, что от замысла остался всего лишь один). Не было, конечно же, и «Доктора Живаго» Бориса Пастернака. И ещё долго было до «Красного колеса» Александра Солженицына. Это был первый подобный роман в русской литературе ХХ века – роман о событиях недавнего прошлого, который осмыслял прошедшее и понять, что произошло и куда идти дальше. Это одно из величайших и потрясающих произведений русской литературы не только ХХ века, но и в целом. То, что оно не знакомо многим, огромному числу русских читателей – это настоящая трагедия. Этот роман написан настоящим учеником Толстого и Достоевского, достойным продолжателем русских литературных традиций. Краснов был талантливым писателем, начавшим писать ещё в конце 1890-х годов, но по-настоящему же его творчество определила русская катастрофа, приведшая к кровавой революции с гражданской войной. Это трагическое событие, которое навсегда раскололо нашу историю на период до и период после, очень сильно повлияло на творчество Краснова. Он писал и о русской истории – о Елизавете Петровне, Екатерине Великой, атамане Платове… Но тема Первой мировой, революции и гражданской войны для него всегда оставалась больной и важной, волнующей душу темой. (Отмечу, что в 1926 году он был выдвинут на Нобелевскую премию по литературе).

 

Листая старую тетрадь

Расстрелянного генерала,

Я тщетно силился понять,

Как ты смогла себя отдать

На растерзание вандалам, –

 

эти слова из песни Игоря Талькова могут служить своеобразным рефреном, эпиграфом к книге Краснова. Тем более что главным её героем является расстрелянный чекистами генерал, а автор также пытается понять – что же случилось? Почему это всё случилось? Причём, что самое главное, он не пытается приукрашать действительность и показывает прежнюю жизнь по всей возможности объективно. Впрочем, мы видим нормально устроенную жизнь, в которой приятно и легко жить – и инфернальный ад, который устроили революционеры. Чётко важна сама идея: Царь – это нормальность, без Царя – разруха и катастрофа. Сегодня это уже стало очевидно. И Россия Николая II воспринимается как нормальный мир, тогда как ленинско-сталинская совдепия – как тюрьма для русского народа, место, где было невозможно свободно купить не то что нормальной, но очень часто и вообще никакой одежды и еды, где не было свободы самовыражения и высказывания, не было просто элементарной свободы полноценно жить так, как тебя хочется. Россия Императора Николая II была страной вполне свободной и развивающейся высокими темпами. Но рост всегда сопровождается симптомами различных неприятных для организма болезней. И вот одна из таких – при развитии образования стали появляться люди, которые воспринимали всяческую революционную отраву, впитывали новые учения, пришедшие с Запада и становились нигилистами, безбожниками, которые хотят перемен и желают разрушения и отмены армии. Спокойное существование явно не для них, им охота, чтобы грянула буря. И буря грянула – и для тех, кто желал этого ничего хорошего не принесла. Революция уничтожила нормальную человеческую жизнь и разрушила быт людей, перемолола их самих, сломала судьбы и погубила множество жизней. В романе встречаются образы и сцены выписанные настолько ярко, что просто поражают воображение. Так сильно написать и подать – не каждый может. И на его фоне часто что-то из прочтённого ранее кажется уже вторичным на фоне данной эпопеи.

 

Роман буквально пропитан идеями Монархии и Христианства. И положительные герои, выведенные у Краснова, как раз являются монархистами и православными. Хотя Саблин сомневается в вере из-за жизненных испытаний и трудностей, но потом возвращается – и уже навсегда. Также нельзя отделаться от мысли, что положительные персонажи у Краснова наполнены жизнью, они часто совершают неприятные вещи и являются сами порой неоднозначными. Но вот у него появляется отрицательный герой – Виктор Коржиков. И у него нет ничего положительного. Обычно у отрицательных героев всегда что-то есть такое, что вызывает симпатию, может привлечь кого-то, что-то человеческое. А тут я не увидел вообще ничего, что бы заставило хотя бы немного посочувствовать, попытаться хотя бы понять его, даже если оправдать его нельзя. Вот как можно сочувствовать тому, кто насилует семилетнюю девочку и не только не испытывает никакой вины или раскаяния, а даже и бахвалится этим, ведь это «буржуйка» (причём, если совершивший нечто подобное Ставрогин в «Бесах» явно ощущает что-то неприятное и, в конце концов, сводит счёты с жизнью, то у Коржакова никаких душевных мук нет вообще). В нём нет ничего человеческого, причём, изначально – он не крещён и не воспитан в русской традиции, ему не привиты традиции и моральные нормы. И он подсознательно чувствует в героическом Нике Полежаеве своего врага, который сильнее его морально – и это читатель прекрасно видит. И если Осетров имеет возможность раскаяться, в нём ещё осталось человеческое, русское, ему даётся шанс спастись, то вот Коржиков так и умирает нераскаявшимся.

 

Зато положительные герои тут заслуживают внимания. Ну, конечно же, главный герой романа – генерал Александр Саблин, который является примером русского генерала, идеальным слугой Отечества. Но он не является сам по себе идеальным человеком. В начале романа это наивный прекраснодушный юноша, в конце романа и жизни – опытный старый вояка, человек с чёткими принципами. Автор показывает как человека не чуждого удовольствиям, сомневающегося в Вере в Бога – но потом Саблин становится примерным семьянином, а затем и обретает утраченную Веру. Автор старается равняться на Достоевского в этом вопросе. У него есть несколько глав, где отец Василий возвращает Саблину утраченную веру в Бога, излагая, в частности, христианский взгляд на социализм и коммунизм. Это один из крайне интересных моментов романа, который хочется рекомендовать читателю, чтобы он понял, почему все разговоры некоторых современных необольшевиков про «первого революционера Христа» не что иное, как кощунство и непонимание сути христианства. Но, пожалуй, один из ярких и запоминающихся персонажей романа – это, конечно же, рыцарь без страха и упрёка Алёша Карпов. Можно сказать, что это не такой уж частый для нашей литературы образ рыцаря. Это прекраснодушный, чистый и отважный юноша, готовый умереть за Отечество и за свою любовь. Причём любить – так королеву, точнее – Великую княжну Татьяну Николаевну. Это молодой человек, убеждённый монархист, в чём-то наивный, смелый и решительный – тот, кого так не хватало в феврале 1917 года. Часть романа, описывающая фронтовые похождения Алёши и его любовь к Великой княжне – это одни из лучших его страниц. Это одно из лучших описаний любви, настоящей и чистой, в русской литературе. Алёша Карпов появился в литературе, которая уже породила Петрушу Гринёва и Петю Ростова, а также Алёшу Карамазова (имя тут явно неспроста) – он мог появиться только в такой великой литературе. Причём у Карпова есть и жизненный прототип (знал ли о нём Краснов?) – молодой кавалерийский офицер, выпускник Пажеского корпуса Дмитрий Малама, который проявил героизм на поле боя, был ранен и попал в Царскосельский госпиталь, где и влюбился в Великую княжну (причём взаимно) – это было прекрасное, светлое и непорочное чувство. В романе оно было передано так поразительно сильно, что не можешь отделаться от ощущения, что вот так написать сегодня уже практически редко кто сможет. И в жизни – трагический финал. Великая княжна (вместе с подаренным ей в знак любви французским бульдогом Ортипо) погибла в Екатеринбурге от рук большевицких палачей. Малама же, узнавший об этом, подобно Алёше Карпову искал смерти в бою и нашёл в конной атаке под Царицыным 15 июля 1919 года. 

 

В целом, книга написана вообще довольно интересно и ярко. Тут и сочные и красочные описания природы, тут и довольно нелицеприятные описания того же Ленина, описанию жизни которого автор посвящает целую главу, тут и натуралистические подробности большевицких зверств. Здесь исковерканные судьбы, угодившие под революционный джаггернаут, которые вызывают искреннее сочувствие. Порой книгу становится очень тяжело читать и хочется просто отложить её в сторону. Но всё равно продолжаешь читать и переживать страдания героев и плакать над теми, кто трагически погиб.

 

Открывая для себя книги Краснова, мы видим ту русскую литературу, которую нас на долгие годы лишили большевики. Это произведения, написанные талантливым писателем, глубоко верующим человеком и искренне любящим Россию. Пожалуй, они мало кого могут оставить равнодушными. И прочтя один раз, хочется продолжать и далее открывать для себя творчество этого яркого и интересного русского писателя. Очень бы хотелось, чтобы романы Петра Краснова читали сегодня и делали из них важные выводы на будущее.

 

Сергей Зеленин

Для Русской Стратегии


Православный календарь
 

 

 

 

Инстаграм

 

 

МЫ В FACEBOOK
 
 
                       

Новости

13.10.2019
12 октября в нашем приходе состоялось торжественное архиерейское богослужение, которое возглавил владыка Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
07.10.2019

Второго сентября не стало с нами великого сына русского народа, кобзаря, золотого голоса Украины Василия Жданкина. Многим еще предстоит осознать, какая это большая потеря для нашей культуры. Но как же много успел сделать и сказать этот человек своим творчеством…Петербург и Москва со  скорбью о гибели полюбившегося кобзаря проводят вечера его памяти. В Петербурге 16 октября в Александро-Невской Лавре в новом зале Духовно-просветительского центра «Святодуховский» (наб. реки Монастырки, 1, начало в 18.30).

27.09.2019
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня это праздник церковной православной семьи, праздник всего народа Божиего, праздник утверждения святой православной веры на земле среди греха, среди отступления, среди господства князя мира сего. В IV веке был основан этот праздник, связан он был с утверждением в Римской империи Православия, христианства. Связан он был с именами императора Константина и матери его царицы Елены, святых равноапостольных в Русской Церкви.
22.09.2019
22 сентября исполнилось 150 лет со дня рождения любимого и самого читаемого в нашем приходе писателя, генерала и атамана Петра Николаевича Краснова. После воскресной службы в присутствии казаков протоиерей Владимир Сергиенко отслужил панихиду по убиенному воину Петру, сказав краткое слово о приснопоминаемом. Батюшка напомнил, то это был потомственный генерал, через свою жизнь пронесший верность присяге и офицерской чести. 
20.09.2019
ПРИГЛАШАЕМ на торжественное богослужение по случаю ПРЕСТОЛЬНОГО ПРАЗДНИКА - ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ! Всенощное бдение с чином Воздвижения Креста Господня состоится 26 сентября в 17.00, Божественная Литургия будет отслужена 27 сентября (пятница) в 10.00 в центральном алтаре Крестовоздвиженского собора, после службы состоится крестный ход.