Публикации

« Назад

"Чьё поле, того и воля"... Заметки на бытовом уровне 02.12.2015 14:06

"Нам земля подобна есть руская милому младенцу у матери своей".
"Задонщина".
Софроний Рязанец



"Чьё поле, того и воля". Так было на Руси во времена летописной старины и сохранялось почти до нашего времени. То есть: если нет татаро-монгольского нашествия, поляков с Лжедмитрием, Наполеона и Гитлера, частично устанавливавшими на время свои порядки, то на Руси правили русские. А если временно не правили, то знали, что вернут своё правление на своей земле.

Что же происходит сейчас, когда нет разрушительных войн с внешним врагом и нет пока опустошительных катастроф? - Мы находимся в центре Петербурга, более двух веков бывшего столицей Российской Империи. Выходим из Московского вокзала и ведём своих гостей, приехавших, к примеру, из любого уголка России и сознающих, что попали в великий культурный город. Сразу же перейдя Лиговский проспект и желая влиться в артерию Невского, вы слышите ужасающую громогласную рекламу о находящемся здесь же "музее" с мерзопакостным названием и содержанием. Того, что звучит в зазывающей рекламе, никогда испокон веку не было на Руси, да и до сих пор разврат не входит в менталитет русских. Кто разрешил это наглое вторжение, да ещ¸ и приписал эту низость нам, используя в рекламе образ русской матрёшки, похабно искажённый?! Неоднократное обращение к раздатчикам "визиток" "музея" и к мальчикам, въезжающим с этими "визитками" прямо на роликах в эту преисподнюю, обнаружило, что люди, хотя и смущаются, всё-таки считают своё дело правым. Ещё бы! Ведь безобразие и безнравственность насаждаются как идеал. И опять стучит вопрос: кто разрешил? Конечно, каждым подобным случаем можно заниматься - написать, позвонить, сообщить, проконтролировать, но тогда, учитывая повсеместность подобных явлений, можно только этим и заниматься, а своё дело не делать. Но есть структуры и люди, контролирующие сферу культуры (полагаю, что музеи к ним относятся). К примеру, в своё время, когда на территории Крестовоздвиженского собора был открыт памятник Царю-Мученику Николаю, то возникла претензия со стороны соответствующих органов о том, что не было предварительного согласования. И это тогда, когда речь шла о памятнике Святому на собственной территории собора. - Тогда какое же согласование должно быть для открытия этого притона с наименованием "музей"?! И это в городе музеев! Значит, согласование было, если притон существует не первый год. Значит, купля-продажа состоялась.

Ну, это в городе трёх революций. Переместимся в так называемую глубинку. Мы уже неоднократно писали об одном из прекрасных уголков русской земли - Парфеньевском районе Костромской области. О том, какие там трудолюбивые люди, ещё хранящие традиции быта и не продающие себя перестройщикам разных мастей. Но и туда, в эти глухие медвежьи углы, проникают "радетели" о русских детях - ювенальщики, и там находятся управленцы, которые не упустят случая то ли по малодушию, то ли по собственному хотению прогнуться перед вышестоящими перестройщиками. Уже не говорим о заброшенных деревнях, жители которых вынуждены были оставить свои добротные, на века срубленные дома... Возьмём хотя бы последние годы. Если не удалось закрыть Парфеньевскую районную больницу полностью, то всё-таки закрыли её родильное отделение, и теперь рожениц из деревень и посёлков возят рожать (!) за 300 км в саму Кострому. Даже со стороны это выглядит дико. Но зато на глазах у всех. Как мы терпеливы. А, может быть, инертны? Почему нас не возмущает произвол тех, кто делая своё дело, делает его в ущерб своей земле и своим землякам?! То же - с хлебом. На всю округу славились пекарни села Матвеево и посёлка Вохтома. Хлеб пекарей Глуховых известен был и за пределами Костромской области.

Закрыли всё! Во имя чего? - Во имя того, чтобы возить хлеб из-под Москвы и продавать его (вот уж абсурд) в магазинчике, оборудованном в здании закрытой пекарни... Рядом - добротная закрытая поселковая баня, пустующий клуб. Была конюшня. Лошадей по указу сверху раздали (зачем же платить гроши конюху?). И только две семьи из всего пос¸лка взяли себе на содержание по одной лошади на двор. Используют в хозяйственных целях, на масленицу и другие праздники катают детей в санях. Кстати, о таких семьях. Их не так много, но они есть. Трудолюбие, интерес к жизни, а не к наживе и деньгам, сохранение семейного уклада с умением отдохнуть за песней под гармошку, - вот что можно встретить ещё на нашей родной земле, хотя и находящейся десятилетия под прицелом сменяющих друг друга перестройщиков. Но это же наша земля, пусть местами заросшая чужеродным борщевиком, напоминающим леса чертополоха в романе П. Н. Краснова "За чертополохом", или, что несколько лучше, немеряными луговыми травами.

Никто не отнимал у нас нашу собственную землю. Мы остаёмся её хозяевами. Но сдаём сейчас без боя наше поле. Стали мы другими, по замыслу наших вражин. Находимся в помрачении, в обмороке, от которого надо как можно скорее отрезвиться и взяться за дело без чужих указок. Странно, что они кого-то ещё могут вдохновлять. У нас есть собственное великое прошлое, несопоставимое ни с чьим, есть свой ориентир, проверенный более чем за тысячелетие, - это наша Православная Вера, есть ещё и народный ресурс. Есть ещё боль о России у тех, кто любит её не за что-то, а вопреки: "и что чисто - моё, и что грязно - моё..." И вспоминаются простые стихи священника Анатолия Трохина:

Час наступил. Пройду по темным сеням,
Где пахнет дегтем и сухой травой,
Открою дверь – Христовым Воскресеньем
Засветится икона предо мной.

Я постою немного на пороге,
Печным теплом в лицо изба пахнет,
Усталый и заснеженный с дороги,
Перектестившись, я пройду вперед.

И мне навстречу легкими шагами
Сойдут из рамок со столетних стен
Старухи, дети, бабы с мужиками –
Все, кто здесь жил и превратился в тлен.

Там будут пироги и будет пиво,
Какие песни мы споем тогда!
Мы навсегда под кровом этим живы,
Дай руку, прадед, горе – не беда.

З.П.Староверова

* * *
Отзвенели, ушли в никуда
Смех и плач в деревенских хоромах,
Но какая теперь лебеда
И какие сугробы черёмух!

Эта хлябь. Эта глушь. Пустыри.
Птичий звон. Комариные песни.
И такая тоска – 
хоть умри. 
И такая любовь – 
хоть воскресни. 
Н.Б.Рачков

Православный календарь
 

 

 

 

 

 

 

МЫ В FACEBOOK
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          
                  
55dbd7563a3c8
 
 

Новости

26.09.2018
Поздравляем вас с Великим церковным Праздником – Днём Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня! К празднику вышел новый номер газеты "Воздвижение".

В новом номере редакция тезоименитой газеты постарается рассказать о людях, достойно пронесших свои жизненные кресты, и о событиях, вдохновляющих и вселяющих в нас надежду. Приятного прочтения! С Праздником!
26.09.2018

21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, состоялось венчание прихожан Юлиана и Александры. Венчание совершил духовник молодых – протоиерей Владимир Сергиенко. Юлиан и Александра впервые увидели друг друга в нашем приходе...

20.09.2018
18 сентября преставилась ко Господу Евгения Васильевна Ананьева- Ковалевская - внучка священника нашего храма до его закрытия - протоиерея Григория Ковалевского. Человек удивительной культуры, воспитания, необыкновенная труженица. Вот только сейчас она была с нами, приходила 14 сентября на начало учебного года в церковно-приходскую школу, и вот, пришло скорбное известие...
 
18.09.2018
Глядя на этих православных юношей и девушек, не сразу догадаешься, что это гости из далёкой страны, так они похожи на наших молодых прихожан. Ещё одно можно сказать глядя на них? Они настоящие. Какая детская искренность, какая чистая вера! Но самым поразительным стал момент, когда наши гости запели...
14.09.2018

Приглашаем на занятия с настоятелем Крестовоздвиженского казачьего собора прот. Владимиром. Они проходят каждую пятницу в 19.00. Вы узнаете, как поступать в различных ситуациях в соответствии с учением святых отцов и опытом церкви, с чего начинать устроение духовной жизни, как относиться к опасностям и вызовам современного мира.