Летопись прихода

« Назад

Открыт памятный мемориал в честь Предтеченского кладбища 24.08.2021 00:00

Мало кто знает, что ограда нашего храма - место первого петербургского кладбища. Здесь покоятся основатели и первые жители города. Летом 2021 года молитвами прихожан и средствами благотворителей удалось благоустроить мемориальную могилу в память о Предтеченском кладбище. Над могильными плитами были установлены стенды, повествующие об истории кладбища. Публикуем их текст.

image-30-08-21-03-44-12


Предтеченское кладбище в Ямской слободе стало местом упокоения первых жителей Санкт-Петербурга, устроителей и созидателей новой столицы. Известно, что уже в 1707 году здесь был погребён основатель Ямской слободы, заведующий адмиралтейским портом кораблестроитель Иван Яковлевич Яковлев (ок. 1650–1707). 

Историк Пётр Николаевич Петров отмечает, что кладбище перед въездом в город по Московскому тракту было устроено около 1708 года. Именно с этого года в метрических книгах петербургских приходов встречаются пометки о погребении «в Ямской». 

После освящения Предтеченского храма в 1719 году следует придание кладбищу официального статуса. 19 июля 1719 года Пётр I посылает архимандриту Невского монастыря Феодосию указ: 

«въ Ямской слободѣ отъ церкви въ длину до Черной рѣчки и въ ширину отъ церкви по обѣ стороны [отмѣрить] по пятидесяти саженъ для погребенiя въ томъ мѣстѣ умершихъ тѣлъ всякаго чина людей здѣшней стороны, здѣлать ограду деревянную по обыкновенiю […] изъ бѣдныхъ умершихъ не имая никакой платы погребать, а окромѣ вышеозначеннаго мѣста нигдѣ не погребать». 

Так, в 1719 году кладбище было обнесено деревянной оградой и, Вероятно, кладбище было обширнее границ современного церковного участка, так как при прорытии Обводного канала находили останки людей. 

image-30-08-21-03-15-9
+++ 
К 1732 году Ямское Предтеченское кладбище считалось уже настолько заполненным («тѣлеса въ землю кладутся недалеко, которыхъ ужъ тамъ положено число великое»), что его оставили для погребения лишь местных прихожан. 

Писатель П. П. Свиньин свидетельствует, что «кладбище сие по сухости и возвышенности грунта почиталось одним из лучших в столице, а потому многия из знатных особ, как то из фамилии графов Паниных, Грузинские архиереи и проч., здесь погребены. […] Тут покоится прах любимца Петра Великого, жалко, что имя его совершенно стёрлось». 

С 1756 года началось устройство нового большого городского кладбища у Волковой деревни, получившего название Волкова кладбища, Ямское же кладбище было «упразднено», что означало полное прекращение захоронений. Постепенно кладбище пришло в упадок, но местные жители ещё долго хранили память о бывшем здесь кладбище, именуя землю в церковной ограде погостом. 

Одно из уцелевших надгробий Ямского Предтеченского кладбища. 
Надпись на надгробии: 

1750 ГОДУ ѠКТѦБРѦ 
9 ДНѦ ПРЕСТАВИСѦ 
РАБЪ БОЖИ ПРИДВОРНОI 
ПОРЪТНОI ЕРМОЛАЙ 
РОДИОНОВ ЖИТИѦ ЕВО 
БЫЛО Ѡ˜ РОДУ 65 ЛЕТЪ. 
ПОГРЕБЕН НА СЕМ МЕСТЕ 

image-30-08-21-03-15-14

Писатели XIX века так описывали вид бывшего Ямского кладбища: «Некогда на Крестовоздвиженском кладбище виднелись великолепные монументы, поставленные над прахом покоящихся горожан, но непощадное время сравняло памятники с землёю, сохранив из них во всей обширной церковной ограде, между едва приметными надмогильными насыпями и разрушившимися камениями, две ветхие гробницы». 

К XX веку на кладбище осталось лишь несколько могил: «по левой стороне колокольни, около самой колоннады» Настасьи Нефедьевны Татищевой и Анны Алексеевны Паниной, левее Тихвинской церкви могила гребца со шлюпки Елизаветы Петровны Василия Григорьевича Медведева, а также диакона Стефана Архипова. 

В самой Крестовоздвиженской церкви «под помостом ея, в склепах» известные лица XVIII столетия: жена генерал-поручика Екатерина Андреевна Шепелева (мраморный памятник у северной стены), внучка руководителя русского правительства в середине XVII века боярина Артамона Матвеева. Здесь же были погребены её четыре дочери. 

На бронзовых досках значились также имена: генерал-майора Андрея Ивановича Лопухина (1755), жены надворного советника Анны Никитичны Лобковой, урождённой княжны Волконской (1756), обер-интенданта Адмиралтейства, бригадира Потапа Гавриловича Качалова (1767) и других лиц. После 1930-х гг. перезахоронены на Волковском кладбище. 

Архивные документы говорят о том, что после закрытия прихода, в 1938 году, прах погребённых в Крестовоздвиженской церкви был перезахоронен на Волковском кладбище.

image-30-08-21-03-15-10


Православный календарь

 

Новости

13.04.2024
7 апреля в этом году выдалось особенным. Во-первых, Крестопоклонная неделя, что само по себе торжество для Крестовоздвиженского прихода, во-вторых, Благовещение – один из любимых праздников у детей и взрослых прихожан. В честь этих событий, по благословению и при непосредственном организаторском участии настоятеля нашего собора протоиерея Владимира Сергиенко в этот день состоялся прекрасный праздник, Благовещенский концерт.
 
13.04.2024
5 апреля в правой часовне колокольни открылась выставка-продажа работ мастеров Санкт Петербурга "Красота Божьего мира". Теперь у наших прихожан и гостей прихода полностью решена проблема выбора подарков. Не только потому, что здесь представлен большой выбор избранных работ, а потому ещё, что цены здесь вполне приемлемые. Приглашаем посетить выставку ежедневно с 10 до 19 часов.
13.04.2024
Рядом с нашим храмом по соседству есть много общеобразовательных школ, учащиеся которых посещали приход с экскурсиями, узнавали о его славной истории. В этом году в связи с возросшей потребностью в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения к нашему собору уже официально были прикреплены две школы: 612-ая, что на Звенигородской улице, и 304-ая, что на улице Черняховского.
28.03.2024

Таинство Соборования будет совершаться по субботам 6 апреля в 10.30 и 13 апреля в 11.00. На Таинство приносят рис, масло или вино.

17.03.2024

17 марта 2024 года после Божественной Литургии, совершённой в Крестовоздвиженском соборе, была отслужена Вечерня с Чином прощения. Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста.