Летопись прихода
« Назад
Предлагаем вашему вниманию статью "Терпи казак - атаманом будешь" замечательного историка Владимира Новикова, написанную для газеты "Воздвижение" в 2007 году
"Терпи казак – атаманом будешь"
60 лет назад в ночь на 17 января 1947 г., через час после вынесения приговора были казнены казачьи генералы Петр и Семен Красновы и Андрей Шкуро, бывший командир Дикой дивизии белогвардейский генерал Султан-Гирей Клыч и генералы германской армии Гельмут фон Паннвиц и Тимофей Доманов.
Несмотря на давность события, имена шестерых повешенных не канули в Лету и не затерялись среди множества других, кого постигла такая же суровая участь. Их судьбы все еще будоражат многие умы как у нас в России, так и за рубежом. Судьба одного из них – Петра Николаевича Краснова всегда интересовала меня. Среди прочих других причин и потому, что он состоял в дореволюционной Невской станице, его имя значится в найденных списках членов этого общества.
Интерес к личности Петра Николаевича Краснова осенью минувшего года подогрел показ по ТВ сериала по роману Михаила Шолохова «Тихий Дон». Автор сценария и режиссер этого фильма народный артист СССР Сергей Бондарчук снялся и сам в этом фильме в небольшой, но значительной роли войскового атамана Всевеликого Войска Донского. За всю свою богатую творческую жизнь покойный Сергей Федорович ни одной отрицательной роли в кино не сыграл. Более того, он был эталонным исполнителем ролей патриотов России в самом высоком и благородном понимании этого слова. Вспомним Пьера Безухова из «Войны и мир» или Андрея Соколова в «Судьбе человека». Таким предстает с экрана и его герой из «Тихого Дона». Волей-неволей у зрителей со стажем образ Петра Краснова, созданный Сергеем Бондарчуком, ассоциативно вызывает самые лучшие и теплые чувства.
Казачьи генералы Краснов П.Н., Шкуро А.Г., а также генерал Султан-Гирей Клыч были осуждены по пунктам 6 и 11 печально знаменитой статьи 58.
58-6 - это «шпионаж, т.е. передача, похищение или собирание с целью передачи сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной, иностранным государствам, контрреволюционным организациям или частным лицам».
58-11 – «всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из преступлений, предусмотренных настоящей главой».
Тоже, конечно, серьезные преступления. Хотя мне трудно себе представить Петра Краснова, переползающего по-пластунски государственную границу СССР или прыгающего с парашютом, чтобы попытаться потом выкрасть для иностранных разведок «наш советский план». В 30-е и 40-е годы прошлого века такое множество народу было осуждено по этой статье, что воспринимать эти обвинения сейчас без серьезного анализа и весомых доказательств как-то и неприлично даже.
Чувство неловкости за нашу Фемиду периодически возникало у меня при чтении материалов этого дела. У меня на руках Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации за № СП-001/47 от 25.12.1997 г., которое прислали в ответ на мое заявление с просьбой о реабилитации казачьих генералов. Оно было составлено и подписано уже не в годы тоталитаризма, а когда мы жили, строя правовое государство. В реабилитации было отказано, но зато заботливо на 32 страницах изложили мотивы отказа, пересказывая ту же самую чушь, что и в документе 60-летней давности.
П.Н. Краснов признан судом виновным в следующем: «…начиная с 1917 года, на протяжении 28 лет, вел активную, ожесточенную борьбу против Советской власти...командуя вооруженными силами Временного правительства, участвовал в походе на Петроград, с целью подавления социалистической революции… Перейдя на нелегальное положение, он, Краснов П.Н., пробрался на Дон, где сконцентрировал казачьи части для продолжения борьбы с Советской властью. 4 (17) мая 1918 года войсковой круг избрал его атаманом так называемого «Великого войска Донского». Являясь главой «Казачьего государства», он, Краснов П.Н., установил военную диктатуру, ликвидировал Советы…создал карательный орган – «Суд защиты Дона», которому предоставил неограниченные права. Суд расправлялся с лицами, настроенными революционно, приговаривая их к смертной казни. Так, в Верхнедонском округе был публично повешен председатель военно-революционного комитета Подтелков и расстрелян командир красногвардейских частей Голубев».
Здесь нужен комментарий. Цинизм сталинских судей был, как всегда, безграничен. То, что сама советская власть расстреливала тысячи россиян вообще безо всякого суда, это не в счет. Краснову в вину поставлено то, что создал судебный орган. А кто жертвы судебного террора, названные в приговоре? Вторая книга отмеченного Сталинской премией романа «Тихий Дон» завершается сценой казни Подтелкова и его товарищей, совершенной 11 мая 1918 г. А третья книга начинается с избрания Петра Краснова войсковым атаманом, которое произошло 17 мая 1918 г. Даты мной уточнены в советской энциклопедии «Гражданская война в СССР». Ни Краснов, а уж тем более созданный им судебный орган к упомянутой в приговоре казни подтелковцев отношения не имели, и иметь не могли.
Еще нелепей выглядит ситуация в случае с Голубовым, так на самом деле, а не Голубев, пишется фамилия этого довольно известного исторического персонажа. Блистательная карьера бывшего вахмистра Семена Буденного, ставшего впоследствии Маршалом и Трижды Героем Советского Союза, начиналась в марте 1918 г., когда он во главе эскадрона разоружил отряд Голубова.
«Войсковой старшина Голубев был эсером, - пишет Семен Михайлович, -Действительно ли войсковой старшина Голубев боролся за Советскую власть и всерьез ли он преследовал генерала Попова, я в то время знать не мог… Когда наш отряд вернулся в Платовскую, тут была получена телеграмма Подтелкова, предписывающая немедленно арестовать Пучкова – начальника штаба Голубева и командиров сотен, а всех казаков отряда обезоружить и распустить по домам. О предательстве Голубева еще не было известно, и в телеграмме ничего об этом не сообщалось».
В «Тихом Доне», кстати, говорится о трениях между Подтелковым и Голубовым в той главе, где идет рассказ о гибели командира партизанского отряда есаула Чернецова и чернецовцев. Голубов пытался спасти Чернецова, взяв его на поруки, но Подтелков навстречу Голубову не пошел и лично убил (зарубил) этого казачьего героя.
Николай Матвеевич Голубов, поняв, что собой представляет власть большевиков, покинул их ряды и прибыл с небольшими остатками своего отряда в станицу Заплавскую поднимать казаков на восстание против советской власти. От него потребовали оправданий в предыдущей его деятельности. Он говорил перед собравшимися казаками около четырех часов и почти убедил их в искренности своих заблуждений. Но один из участников встречи с ним студент Федор Пухляков 12 апреля 1918 г. на глазах у множества людей застрелил его из револьвера. Петр Краснов в эти дни под немецкой фамилией находился на нелегальном положении в станице Константиновской. Так причем он?
Но вернемся к строкам из приговора: «Краснов П.Н. …продолжал и в эмиграции активную борьбу против СССР…написал ряд книг, брошюр и большое количество листовок злобно-клеветнического антисоветского содержания…Написал около 30 романов, которые по своему содержанию являлись сгустком его ненависти к СССР, лжи и клеветы на советскую действительность, вождей ВКП (б) и руководителей Советского правительства. Извращенно отражал строительство бесклассового общества в России, тенденциозно изображал работу советских тружеников Ленинграда и клеветал на колхозный строй. При этом он призывал население России принять участие в борьбе с большевизмом для установления монархического строя».
В романе «Тихий Дон» комиссар Штокман зачитывает казакам хутора Татарского список расстрелянных красными хуторян: «Синилин Иван Авдеевич: пущал пропаганды, чтобы свергнули советскую власть. Кашулин Матвей Иванович: то же самое. Майданников Семен Гаврилов: надевал погоны, орал по улицам против Советской власти». В этом списке место и Петру Краснову: и «пропаганды он пущал» и «погоны надевал», хуже того, около 30 романов написал.
Далее в приговоре: « После вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, Краснов П., установив контакт с немцами, по заданию немецкого командования составлял антисоветские листовки и воззвания к казакам Дона, Кубани и Терека, в которых призывал их к активной борьбе против советской власти и защите фашистского режима».
Краснов не любил советскую власть и всю жизнь боролся с ней, мечтая о возврате к старым имперским порядкам. Сцена в телесериале с участием Бондарчука в роли Краснова завершается исполнением гимна Российской империи «Боже, царя храни».
Но за что ему было любить советскую власть и большевиков? В 1914 году разразилась война, которую в России назвали Второй или Великой Отечественной, в отличие от Отечественной войны 1812 года. Сражался и Петр Краснов, последовательно командуя полком, бригадой, дивизией, корпусом. Был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. А в это время целая политическая партия большевиков во главе с её вождем Ульяновым-Лениным страстно желала военного поражения России и перевода империалистической войны в гражданскую. И не просто желала, но делала все, чтобы это произошло. Им не терпелось любой ценой захватить власть. А когда они с финансовой и иной помощью немцев её захватили, то отдали Германии все, что смогли, все, что Россия собирала столетиями – Украину, Белоруссию, Прибалтику, Грузию. Взамен они получили право и возможность измываться над населением захваченной ими страны с изуверством, примеров которому история не знает. Краснову ли было не знать об этих зверствах? О расстрелянных, а еще чаще заколотых штыками тысячах офицеров, юнкеров, кадет и гимназистов? О расказачивании? Не знал он, на кого опираются большевики? В Красной Армии служило до трехсот тысяч так называемых воинов-интернационалистов. Под Пулковым казаков Краснова осенью 1917 г. остановили выступившие на стороне большевиков части, сформированные из германских военнопленных. Казакам Краснова на Дону в 1918 г. приходилось сражаться даже с китайскими батальонами красных. Но если большевики пришли к власти в результате ими же во многом организованного военного поражения России и удерживали эту власть, опираясь на штыки иностранцев и латышских стрелков, то почему Краснову было не мечтать о военном поражении этой власти? Ленину можно было, а Краснову нельзя? Как аукнется, так и откликнется! В августе 1939 года был подписан документ, известный как акт «Молотов-Риббентроп». Советская власть могла сотрудничать с Гитлером и устраивать совместный парад победителей над Польшей в городе Бресте в том же 1939 году. Прецедент был создан, почему бескомпромиссному врагу советской власти бывшему главе Казачьего государства Петру Краснову этот путь был заказан?
В приговоре есть и такое: «Краснов призывал сформированные им части служить верой и правдой Гитлеру. Руководимые им войска чинили зверства, массовые расстрелы и расправы, как над советскими людьми, так и над партизанами и мирным населением в Италии, Югославии и Польше».
Что значит «сформированные им части»? В материалах дела упоминаются 1-я казачья дивизия и Казачий стан. Вот выдержки из допроса военнопленного генерал-лейтенанта германской армии фон-Паннвиц Гельмута.
Вопрос. Какую работу проводил Краснов в дивизии?
Ответ. Краснов дал мне и моим старшим офицерам многочисленные советы относительно организации казачьих подразделений, подробно изложил быт, характер казаков и наиболее приемлемые формы обращения с ними.
Вопрос. Вы поддерживали связь с Красновым из Югославии?
Ответ. Я переписывался со штабом генерала Краснова, получал для дивизии издаваемые им антисоветские газеты. Краснов присылал мне в дивизию офицеров-белоэмигрантов из Парижа, а также своих эмиссаров для ведения пропаганды.
Все тоже самое: давал советы и «пущал пропаганды».
Согласно приговору, с 31 марта 1944 года Петр Краснов был начальником Главного Управления Казачьих Войск при Министерстве Восточных областей Германии. Казачьи Войска в Российской Империи не были армейскими структурами. Это административно-территориальные образования. Последним войсковым атаманом, командовавшим казачьими полками во время войны, был Матвей Платов в 1812-14 гг. Во время гражданской войны в бытность Краснова войсковым атаманом военными действиями руководил командующий Донской Армией генерал Святослав Денисов. У войскового атамана хватало и иных забот.
Отступая под натиском Красной Армии, немцы, стараясь привлечь на свою сторону максимально большее количество ненавидевших советскую власть казаков, 10 ноября 1943 года заявили о признании и сохранении всех прав, которые Казачество имело в Российской империи и которые оно декларировало в годы своей государственной самостоятельности в 1918-20 гг.
В Министерстве Восточных областей Германии казачьим отделом руководил бывший петербуржец, сын известного архитектора и выпускник Петершуле Николай Александрович Гимпель., покинувший свою родину и возвратившийся на родину историческую после революции. Его и осенила идея создать при министерстве какой-то собственно казачий орган, возглавить который он предложил своему земляку петербуржцу, бывшему ученику 1-й гимназии, что на углу нынешних улиц Правды и Социалистической, Петру Краснову.
Так появился приказ: « Учреждено Главное Управление Казачьих Войск. ГУКВ является Представительством перед Германским Командованием для защиты казачьих прав и состоит из следующих лиц: Генерал Краснов, начальник. Генерал Науменко, полковник Павлов, полковник Кулаков. 31 марта 1944 года. Подпись: Кестринг, генерал от кавалерии». Сейчас это учреждение назвали бы правозащитной организацией, да и в ту пору поле деятельности для защиты прав было широким. Ведь вместе с немцами на Запад уходили десятки тысяч беженцев из казачьих территорий.
Что означают прозвучавшие в обвинении Петру Краснову «руководимые им войска»? Начнем с того, что «руководить» и «командовать» далеко не одно и тоже. Советские войска в Великой Отечественной войне воевали «под руководством Коммунистической партии и её ленинского ЦК», но приказов партия не отдавала. Командовали войсками конкретные генералы и маршалы – Жуков, Рокоссовский и другие.
Если речь идет о казачьих формированиях в составе вермахта и СС, то Краснов не состоял в них и не командовал ими. В приговоре он поименован так: «бывший командующий вооруженными силами Временного правительства, атаман войска Донского, генерал от кавалерии белой армии». Как он мог приказать германскому армейскому или эсэсовскому генералу? Тому же фон Паннвицу, например, которого, кстати, в апреле 1996 г. реабилитировали, что и послужило сигналом для нас, подавших заявления о реабилитации Краснова и других повешенных. Нелепость сложившейся ситуации в Генеральной прокуратуре очень скоро осознали, и через несколько лет решение о реабилитации фон Паннвица без лишнего шума было отменено. Об идейном руководстве со стороны Петра Краснова речь идти, конечно, может. Но где в его воззваниях призывы к зверствам и т.п.? Таких примеров не приведено. В отличие от советской пропаганды. Ведь написал собрат Владимира Познера по перу Илья Эренбург знаменитую статью «Убей немца», опубликованную 24 июля 1942 г. в газете «Красная звезда». Даже в советском руководстве призыв этот восприняли неоднозначно, что уж там говорить о пропагандистской машине Геббельса.
Безусловно, Петр Краснов был врагом советской власти, кто бы спорил. Но был ли он врагом России? Мнения тут могут быть разные, но мое лично состоит в том, что он был патриотом своей Родины.
Владимир Новиков
Новости
Таинство Соборования будет совершаться по субботам пятницам в 10.00 и по субботам в 11.00. На Таинство приносят рис, масло или вино.
Приглашаем на службы первой седмицы Великого поста: в понедельник, во вторник, в среду и в четверг в 17 часов будет совершаться Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского
Обязательная регистрация: телефон/ whatsapp 8.981-137-46-93 Духовно-просветительский центр расположен по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр-т, д. 124