Летопись прихода
« НазадЕсли бы мы не покинули город на эти шесть быстро промелькнувших дней, мы бы так и не узнали, каким роскошным покрывалом из фиолетовых люпинов укрыты в июне бескрайние просторы среднерусской земли, мы бы не ощутили гостеприимства древних обителей и радушия сельских храмов, не могли бы насладиться студеной водой, почерпаемой из святых источников, ну и, наконец, не сподобились бы помолиться у мощей великих русских святых, среди которых преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский... Слава Богу, благословившему сей трудный путь и препроводившему наших паломников ко многим чудным русским святыням.
Две с половиной тысячи километров… Думая о таком расстоянии, трудно даже вообразить, как эти километры улетали из-под колес нашего подержанного автобуса, как удалось столько перечувствовать, пережить, пересмотреть… Ясно одно: путешествие удалось благодаря молитвам и покровительству тех заступников, к которым мы направили свои стопы. А начиналось всё так.
«На небе рай – на земле Валдай»
Сложно не согласиться с этим выражением, взирая из окна петляющего вдоль голубых озер автобуса на заповедный сосновый лес, буквально залитый солнечным светом. Иверский монастырь расположен в живописнейшем уголке русской земли на Валдайской возвышенности в четырех с половиной часах езды от Петербурга.
Нам довелось побывать в обители в 410-ую годовщину со дня рождения его основателя – Патриарха Никона. О вехах его жизни, истории строительства обители весьма образно и ярко поведал наш всезнающий экскурсовод Сергей Фирсов (кстати, в поездке нам совершенно перестал быть надобным интернет – наш экскурсовод мог дать ответы на все интересующие нас вопросы). В Успенском соборе мы помолились у Чудотворного Иверского образа Божией Матери, которому посвящен сей монастырь. Во всем облике святой обители присутствуют степенность и тишина, и только звон колоколов и крик чаек по временам оживляют картинные пейзажи.
«Вси святии у Троицы»
На Всехсвятском подворье Троице-Сергиевой Лавры, где остановилась наша группа, 7 июня отмечался престольный праздник – день Всех Святых. На Литургию мы отправились в Лавру, где в маленьком Троицком храме «яблоку было негде упасть», где семинаристы пели знаменным распевом, а с древних потемневших рублевских икон на нас взирали строгие лики святых…
День Всех святых мы провели в Лавре, у раки с мощами великого русского святого – преподобного Сергия. Где еще все святые могут быть так близко? Конечно здесь, в Серапионовой палате, где можно приложиться к частицам мощей целого сонма святых Божиих угодников, собранных в Лавре за ее многовековую историю. Среди них: десница святого архидиакона Стефана, частица мощей апостола Андрея Первозванного, часть Ризы Богородицы, камень Гроба Господня, глава святителя Исаии Ростовского и многие, многие другие.
Троице-Сергиева Лавра была и остается сердцем Руси, ее духовной твердыней. Все выдающиеся люди России бывали здесь, без исключения все Государи молились у раки с мощами прп.Сергия. Вот и в этот жаркий воскресный день тянулась длинная очередь в Троицкий собор, а на площади можно было увидеть группы экскурсантов со всех концов света. Молимся, чтобы все они познали Единого Истинного Бога, «Ведомого Бога», как гласит отчетливо различимая среди всего архитектурного благолепия надпись на Успенском соборе.
* * *
Удивительна окрестная топонимика. Проезжаем село: «Трехденево». Спрашиваем экскурсовода, откуда взялось такое название? Отвечает: «Три дня». - «Какие три дня?» - «Три дня пешком до Троице-Сергиевой Лавры». Вот как бережно хранят названия святорусских селений историю благочестия многих и многих поколений наших людей.
«Константин Леонтьев и старец Варнава»
Следующей остановкой в нашем паломничестве стал Гефсиманский скит, расположенный неподалеку от Лавры. Наша группа разместилась на скамеечках в тени деревьев на братском кладбище, чтобы внимательно слушать рассказы экскурсовода об истории основания скита, ну и в особенности о связанных с ним выдающихся личностях. Прежде всего, о старце Варнаве – удивительном светоче дореволюционной России, старце-утешителе, как его называли еще при жизни. К старцу приезжали многие известные люди, но, пожалуй, самым знаменательным был приезд в 1905 году Царя Николая II и его семьи. Старец Варнава предсказал тогда Государю мученическую кончину…
Вот мы подходим к могилам двух русских мыслителей и писателей – Константина Леонтьева и Василия Розанова. Могилы скромные, но одна мысль, что под надгробиями лежит прах выдающихся людей, вызывает священный трепет. Особо стоит отметить, что Константин Николаевич Леонтьев — один из выдающихся оригинальных русских мыслителей, философ, публицист, культуролог, литератор, дипломат, закончил свою жизнь иноком Климентом, в 1891 году он был пострижен прп.Амвросием Оптинским.
«Слобода Грозного Царя»
«Александровская слобода» - это то самое место, которое непосредственно связано с великим русским Государем – Царем Иоанном Васильевичем IV Грозным. Именно он возвеличил Александровскую слободу до статуса „столичного града“, отсюда он завершил объединение русских земель, сделав это место одним из крупнейших центров культуры.
Свято-Успенский женский монастырь расположен в стенах Александровского кремля. Войдя в ворота обители, видишь бережно ухоженную территорию, порядок и уют во всем. В Троицкий храм мы пришли уже под конец службы. Все по очереди приложились к мощам прп.Корнилия Александровского. По окончании службы нам довелось познакомиться с монахиней Афанасией. Она вынесла для поклонения богатый мощевик, включающий более 120 частиц мощей различных Божиих Угодников. Мы поблагодарили Матушку и, узнав, что она казачка по происхождению, подарили ей наши газеты.
«Символ Святой Руси»
Ранним утром 8 июня отправились в путь к храму Покрова на Нерли, ставшему поистине символом Святой Руси. Путь этот – извилистая дорожка – как бы символизирует собой и путь каждого человека к Богу. Утро стояло ясное, ветер слегка перебирал луговое разнотравье и вспоминались строчки любимой песни: «проснулся в поле ветер вольный и тихо травы полились»…
Храм, словно Китеж-град, стоит одиноко, рядом нет ни селения, ни прихода. Откуда он здесь? По преданию он был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским в память своего сына князя Изяслава, погибшего на сем месте. Именно князь Андрей Боголюбский вводит в церковный обиход празднование Покрова, ставшего столь любимым на Руси. Он же стал и первым князем, осознавшим преимущества русского монархического правления и способность монархии объединить Русь.
«Город Святого Владимира»
Город Владимир знаменит своими Золотыми воротами, красавцем Успенским собором, старинным Дмитровским храмом. Возвышаются эти святыни на высоком холме на берегу реки Клязьмы. Внутри Успенского собора, где сочетаются древние фрески и пышные иконостасы елизаветинских времен, покоятся мощи святых князей Руси: Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского и Глеба, сына Боголюбского. Было очень интересно узнать о праведной жизни сих святых мужей, о всех перипетиях того сурового времени, когда в пылу междоусобиц выковывалась Русь. В полумраке храма мы пропели величания святым и поклонились их мощам.
У Памятника святому князю Владимиру и святителю Феодору – Крестителям Руси наша группа собралась для общего снимка. Отсюда же мы смогли полюбоваться удивительным видом, открывающимся на бесконечные русские просторы.
«Обитель русского духа»
Если бы наш приход был монастырем, то, скорее всего, он был бы похож на Боголюбово. Здесь строго следят за хранением православной веры, свято чтут память Царской семьи и идеалы Святой Руси. Нас приветливо встретила монахиня Дорофея, поведавшая нам о НАШЕЙ истории. Она о выборе русских людей, об отступлениях и постигавших за них наказаниях, о духовном значении многих часто употребляемых нами слов (например, что борода – «БОжиего РОДА», революция – «РЕВ ЛЮЦИфера», помада – «ПОМощник АДА» и т.д.), ею были даны формулы духовных законов (например, для того, чтобы дети были послушными отец должен носить бороду – символ власти Бога, а мать – платок – символ власти мужа). Матушка рассказала и об опасностях, подстерегающих нас в наше сложное время и напутствовала быть внимательными к себе и к окружающему нас миру. Четкие и правдивые слова матушки произвели на всех неизгладимое впечатление.
«Четвертый удел Божией Матери»
Дивеево – это сад Божией Матери, по-другому не назовешь. Такое ощущение, что всё мирское, приземленное остается за границами обители, а здесь царят только духовные законы, всё совершается по молитвам и Сама Божия Матерь управляет Своей обителью.
Но началось всё с монастырской гостиницы. Уже здесь ты понимаешь, что очутился в каком-то «неотмирном» месте. В каких еще гостиницах для тебя все приготовлено с такой заботой, где еще с такой любовью встречают гостей, где еще такая чистота? Мы сразу оказались дома…
Каждый из двух дней нашего пребывания в обители мы завершали походом по Святой канавке. Удивительное место, оно одно единственное такое на планете! Идешь медленно, перебираешь четки, чуть слышится шепот молитв… Здесь замолкают праздные мирские речи и каждый старательно прославляет Пречистую Деву. Подумать только – что еще мы, грешные люди, можем принести Владычице – лишь воспеть от всего сердца: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!
Вот уже наполовину расписан Троицкий собор, он стал еще благолепнее и величественнее. Мощами в соборе почивает прп.Серафим Саровский. А народу! На Литургии даже в будний день несколько сотен причастников.
«Град о 36-ти церквах и казачья слобода»
Да, в дореволюционное время в небольшом уездном городе Арзамасе было тридцать шесть храмов. Так, современник Пушкина князь Владимир Соллогуб изрёк: "Много видел в Москве церквей, а в Арзамасе кроме церквей ничего не видел". Да еще каких церквей! Столичного масштаба.
Нам очень повезло: удалось посетить закрытый на реставрацию храм Смоленской иконы Божией Матери в с.Выездное на окраине Арзамаса. Это поистине сосредоточение народного духа! Собор громадный (а строился он в начале XIX столетия без подъемных кранов!), ни сколько не уступающий по масштабам Петербургским храмам. Но более всего поражает внутреннее убранство храма. Он никогда не закрывался и не разорялся безбожниками. Мы попадаем в интерьер подлинной старой России… Здесь сохранились уникальные иконы и церковные принадлежности, весьма и весьма самобытные. Сколько с ними связано благочестивых преданий и воспоминаний! Уже на пороге храма мы вдруг узнаем от его смотрителя, что храм был казачьим. Оказалось, что именно здесь, напротив города Арзамаса в середине XVI века Иван Грозный образует казачью Выездную Слободу для охраны Арзамасского края.
В главном кафедральном Воскресенском соборе Арзамаса, также впечатляющем своими размерами, мы поклонились явленному Чудотворному Животворящему Кресту.
* * *
По дороге в Арзамас выкупались в святом источнике батюшки Серафима в Цыгановке. Источник, конечно, очень холодный, но зато какая радость посещает всех переборовших себя и погрузившихся в его святые воды! Было заметно, что даже у обычно хмурых людей глаза засветились необыкновенной радостью.
«Под сенью Муромских святых»
А сейчас о количественном и качественном составе нашей группы. Группа была большая – всего 50 человек, из которых более 20-ти – наши прихожане. И вот из них больше половины было молодежи, которой еще предстоит сделать выбор своего жизненного пути. Так где же еще, как не в славном граде Муроме, у мощей свв. блгв. князей Петра и Февронии помолиться о своем будущем? Ведь именно эти святые являются небесными покровителями и семейных, и монашествующих. Поклонившись честным мощам этих святых, мы подали записочки с именами своих близких для поминания в обители.
«Гостеприимная Старица»
Путь обратно был очень долгим. В Старицу, расположенную в Тверской губернии, мы прибыли в два часа ночи. Но, несмотря на столь поздний визит, нас радушно приняли, да еще и вкусно накормили.
Старицкий монастырь очень древний, недавно он отметил свое 900-летие. Расположен он на берегу Волги, за надежной каменной монастырской стеной. В Старице родился Патриарх Иов, о чем напоминает встречающий паломников прекрасный памятник святителю. Государь Иоанн Грозный (ставший одной из наиболее часто встречающихся личностей в нашей поездке) нередко бывал в Старице, которую называл «Любим-город». По старым ступеням, помнящим поступь самого Царя, мы спустились в подклеть построенной им Введенской церкви. Здесь устроена костница. Ныне монастырь полностью восстановлен – прекрасные храмы сияют золотом, написаны прекрасные фрески и дивные по красоте иконы. Есть и часовня-купель.
«Торжок и Вышний Волочек»
Прощаться со Старицей не хотелось, но нужно было собираться в обратной путь. Впрочем, были и приятные остановки. По пути мы посетили Торжок и Борисоглебский монастырь, где сохранились частицы мощей свв. князей Бориса и Глеба, а далее – Казанский монастырь города Вышний Волочек. Он поражает своими размерами, архитектурным ансамблем с двумя величественными соборами – еще бы - в начале XX века здесь проживало 600 сестер. Сегодня монастырь известен тем, что здесь находятся могилки блаженной Любушки Сусанинской и схимонахини Марии Матукасовой. Мы сподобились помолиться у их могилок в возведенной над ними часовне.
* * *
А теперь слова благодарности. Прежде всех, благодарим протоиерея Владимира, духовно окормлявшего наших паломников, наставлявшего и отвечавшего на многочисленные вопросы (в том числе и изложенные в записочках, передававшихся через весь автобус). Благодарим нашего замечательного экскурсовода Сергея Фирсова за неустанное стремление донести до нас всю глубину нашей истории, посещаемых нами мест, поделиться любовью к России и ее святым. Низкий поклон и водителю Владимиру за терпение, и руководительнице паломнической службы «Сретение» Ларисе Евгеньевне за организацию поездки.
Владимир Козьмич Зворыкин, уроженец Мурова, изобретатель телевидения и Сергей Геннадьевич Фирсов, наш экскурсовод
Возвращаясь из такого путешествия, отчетливо понимаешь, что паломничество – это не развлечение, как кто-то может себе представить, отнюдь. Это, прежде всего, духовное делание, такое же, как молитва и пост, но проводимое в пути. Это и недосыпание, и терпение человеческих немощей, и различные неудобства, переносимые по благодати, даруемой от посещения святых мест. Это труд, за который благоговейный паломник получает утешение, получает радость, сравнимую с радостью от долгожданной встречи с родным человеком. Паломничество заставляет взглянуть на свою жизнь со стороны и по возвращении что-то в ней переменить во благо. Помоги нам, Господи, направить наши дела и мысли на творение заповедей Твоих!
Анна К.