Летопись прихода
« НазадВ 2019 году исполняется 200 лет со дня рождения выдающего священника, известного духовного писателя и красноречивого проповедника, горячего патриота своей Отчизны, человека с широким сердцем и трепетной боголюбивой душой – протоиерея Иоанна Константиновича Яхонтова.
Крестовоздвиженскому приходу посчастливилось – отец Иоанн был его настоятелем почти два десятилетия (с 1856 по 1874 гг.), благоукрашал церкви, освящал новые храмы, приурочивая это к особо важным событиям народной истории, заботился о клире и всех, без исключения, прихожанах.
Родился Иоанн в 1819 году в семье священника в селе Капасове Алатырского уезда Симбирской губернии. О его детстве вспоминали близко знавшие батюшку: «Широкое раздолье наполовину степной губернии оставило благоприятное влияние на детской душе будущего пастыря: он всегда любил парить в ширь и даль».
В восемь лет он поступает в духовное училище и уже с этого времени воспитывает в себе мягкое и сердечное отношение и к взрослым, и к сверстникам. Здесь же, в училище, укоренилась в нём и глубокая вера в Слово Божие и в истины евангельские. Особой радостью для него было присутствие на богослужении, деятельное участие в службе чтением или пением. Возвращаясь из школы домой на праздники Рождества Христова и Пасхи, на каникулы, мальчик никогда не своевольничал, приветливо и с уважением относился к старшим, но не был также чужд шуткам и песням (последние, впрочем, были или церковные, или сентиментально-романтические).
По установившемуся обычаю, для дальнейшего образования он поступил в Казанскую семинарию (в 1834 году), откуда – в качестве лучшего ученика – был определён на казённый счёт в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил со степенью магистра. Душевная чистота и непорочность, глубокое осознание своего звания и долга, любовь к труду – качества, пестуемые в стенах этих духовно-учебных заведений, – были в высшей степени присущи их выпускнику – Иоанну Яхонтову. И в дальнейшем хранивший любовь и уважение к Академии отец Иоанн никогда, сколь бы ни был он занят делами, не пропускал её годичных актов.
Просвещённый богослов, философ-идеалист, юноша-рыцарь с магистерским дипломом вступает в жизнь двадцати пяти лет и уже через год после окончания курса принимает на себя обязанности мужа и пастыря. В мае 1844 года Иоанн Яхонтов был рукоположен в сан священника к Екатерининской церкви (в Екатерингофе) (храм утрачен в 1929 году – Прим. ред.), а спустя десятилетие был перемещён к Александро-Невской церкви при Смольном институте одновременно с назначением в нём законоучителем.
Этот начальный период имел в его жизни большое значение. Вступив в семью учёных проповедников (священников Ведринского и Логановского), молодой пастырь пробует свои силы при Екатерининской церкви и уже тогда обращает на себя внимание. Его руководителем в первых шагах на поприще проповедничества становится протоиерей Феодор Сидонский – священник Казанского собора и профессор философии в университете. Под его влиянием молодой пастырь делается ещё и истинным книголюбом, приобретая много русских и иностранных книг и полагая начало своей богатой библиотеке.
Вот что писал отец Иоанн об этих первых своих самостоятельных шагах: «Оканчивая курс в Академии, я рвался на поле битвы с науками, хотел ещё долго трудиться, учиться и потом уже явить себя миру чуть-чуть не просветителем, произвести переворот в духовных науках… так-то «я в дерзкой гордости мечтал». Но тяжёлый молот судьбы разбил мои мечты, или правильнее: десница Божия указала мне другой путь – лучший. […] Приход мой (Екатерининской церкви – Прим. ред.) был полугородской, полудеревенский, разбросан на десять вёрст в окружности, населён большей частью простолюдинами. К тому же в моём исключительном ведении находилась огромная больница (Калинкинская). […] Каково было мне, особенно во время эпидемических болезней: тифуса в 1845 году и холеры в 1848 году и последующих годах! Но ко всему можно привыкнуть. Привык и я к приходской жизни. Много доставляла мне утешения любовь моих прихожан, много пользы получил я от беседования с лучшими из них...»
В 1849 году отец Иоанн выпускает необычную для того времени печатную работу: «Катехизические беседы». Работа эта, написанная языком лёгким, простым, доступным пониманию всякого, в то же время отличается блестящим изложением. Её появление произвело огромное впечатление – и во второй половине XIX века этот труд стал настольной книгой для всех катехизаторов. Особо следует отметить, что за «Катехизические беседы», выдержавшие три издания с 1864 по 1879 год, отец Иоанн Яхонтов удостоился Высочайшей благодарности Государыни Императрицы Марии Александровны.
Спустя десятилетие, 18 апреля 1854 года, по инициативе ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии епископа Винницкого Макария (впоследствии Митрополита Московского) состоялось перемещение отца Иоанна на священническую вакансию в Смольный институт благородных девиц с обязанностью быть законоучителем в классах. Здесь пастырь, ограничив круг своей деятельности учебной частью, «получил возможность положить прочный фундамент укоренению воспитания в духе христианском». Выработав идеал истинно христианского воспитания и применяя его в своей деятельности, отец Иоанн обогатил духовную литературу того времени книгой «О праздниках православной церкви», одобренную в качестве учебного пособия комитетом ведомства Императрицы Марии и духовно-учебным Комитетом при Святейшем Синоде.
В феврале 1856 года отец Иоанн был возведён в сан протоиерея и уже через полгода определён настоятелем Ямской Крестовоздвиженской церкви. Под сенью сего храма батюшка вдохновенно служит и плодотворно трудится в течение восемнадцати лет. При его деятельном участии к 1861 году в храме Тихвинской иконы Божией Матери обустраиваются и освящаются приделы святого благоверного князя Александра Невского и святителя Иоанна Златоуста, в 1865 году начинается строительство каменного трёхэтажного дома причта, к 1872 году под сводами колокольни созидается и освящается храм святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян.
Среди многих выдающихся своими нравственными или умственными качествами духовных пастырей петербургского духовенства отец Иоанн занимал почётное и, можно даже сказать, совсем особое место. Он обладал силой, привлекавшей к нему сердца всех, особенно сердца людей, чуждых стяжательности, сердца сирых и убогих. Эта сила – сила христианского всепрощения, мягкости, доброты и доверчивости к людям.
Отец Иоанн был снисходителен к недостаткам и слабостям ближнего, никогда никому не отказывал в посильной помощи, совете и назидании; беседы его всегда отличались теплотою и искренностью. Выход его из храма всегда сопровождался большой толпой, ожидавшей от него или благословения, или назидания, или материальной помощи: при этой картине всегда забывалась шумная столица, вспоминалась простосердечная, искренняя набожность провинции, когда она ждёт архиерейского служения или благословения.
Деятельность протоиерея Иоанна Яхонтова в те годы носила самый разносторонний характер. С 1855 года он был членом конференции Петербургской духовной академии, одновременно участвуя в работе ряда петербургских комитетов (комитета по изданию кратких и дешёвых духовно-нравственных книг, комитета духовной цензуры), а также с 1860 года в деятельности духовной консистории, куда привлекались самые ответственные и уважаемые пастыри из числа столичного духовенства Как проповедник он был известен всему Петербургу: говорил на кафедре свободно, без помощи тетради, просто, ясно, увлекательно; искренно любил это дело и других поощрял в нём.
Отец Иоанн принимал горячее участие в делах Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества; был инициатором и председателем Общества содействия религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви; вырабатывал проект пенсионной кассы для вдов и сирот священноцерковнослужителей Санкт-Петербургской епархии; был членом Комитета по обсуждению средств содержания православного духовенства в Западном крае; членом Православного Палестинского общества и т.д.; несколько раз обращал из иудейства в христианство и принимал в дальнейшем горячее участие в судьбе обращённых. Весьма ощутимой была его помощь братьям-славянам (так, например, одних книг в Болгарию было выслано более чем на тысячу рублей).
Тем не менее, известность, которой пользовался отец Иоанн в духовных кругах, была приобретена им прежде всего богословской деятельностью и служением в должности издателя и редактора журнала «Духовная беседа». Именно во время настоятельства в приходе Ямской церкви начинается этот особо значимый период деятельности отца Иоанна – он предаётся трудам по изданию общецерковного журнала, не оставляя своих работ и забот в качестве проповедника и пастыря.
А начиналось всё так... В 1862 году протоиерей Иоанн Яхонтов обратился к Синоду за разрешением на издание особого печатного органа – «Вестника Санкт-Петербургской митрополии». Однако, поскольку к тому времени уже существовал журнал «Духовная беседа», имевший схожие цели и программу, его издание и было передано отцу Иоанну. С честью и достоинством он вёл это многотрудное, тогда ещё совершенно новое дело. Под его руководством, продолжавшимся почти 15 лет, до 1876 года, журнал внёс заметный вклад в богословскую литературу и русскую историческую науку.
«Духовный журнал, – писал отец Иоанн, – должен стараться провести мысль и дух православия во все изгибы народного ума, в то же время не делая стеснения, а удовлетворяя всем законным потребностям его, сроднить дух церкви с духом общества, отпечатлевая последний первым, давать православно-христианский характер всем жизненным отношениям членов общества – гражданским и семейным. На характер и содержание духовного русского журнала должны иметь влияние: православная церковь, современное общество, народ и наука».
Вместе с тем, искренне и глубоко любя русскую богословскую науку, отец Иоанн с жаром принялся за исследование и разработку старинных рукописных духовных памятников, имевших важное значение для истории церкви. Специальные исследования письменных памятников, сначала печатавшихся в «Духовной беседе», а затем издававшихся отдельными книгами, стали плодом его занятий в этом роде деятельности. Таковы, например, «Русский проповедник XVII века и несколько статей из его сочинения ”Статир”» (1883 г.), «Иеродиакон Дамаскин, русский полемист XVII века» (1884 г.), «Слова и приветствия Иосифа (Семашко), митрополита Литовского и Виленского» и «Духовно-литературные сочинения прот. П. Венецкого».
Обращаясь к собственно богословским вопросам, отец Иоанн создал целый ряд сочинений, из которых наиболее известны «Церковный год» и «Св. мученик Вячеслав, князь Чешский» (1862 г.); «Письма к отступнику православия» (1864 г.); «Сорок дней от воскресения Господа Иисуса Христа до вознесения Его на небо» (1879 г.); «Ежедневное богослужение и главные праздники православной церкви» (1879 г.); «Краткое описание Святой Земли» (1879 г.); «О православии русской церкви» (1884 г.), «Домашняя молитва христианина» (1885 г.).
В то же время отец Иоанн Яхонтов являлся одним из энергичнейших деятелей в работах по статистическому описанию Петербургской епархии, принимал участие в трудах по пересмотру правил о духовной цензуре (с 1873 года), нёс обязанности помощника главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях министерства народного просвещения (с 1878 года).
В летние месяцы он часто направлял свои стопы к наиболее уважаемым местам русских православных святынь: Москву, Почаев, Киев, Воронеж, Задонск, Ростов Великий, Троице-Сергиеву Лавру, где и проживал подолгу, беседуя с местными митрополитами и епископами. Беседы с ним всегда ценились преосвященными и доставляли им великое утешение.
Кроме путешествий по св. местам он любил проехать по Волге, посетить свою родину, поклониться праху родителей. Везде он был любознателен, добр, сердечен, заботлив и сострадателен; и вся Симбирская епархия радовалась, глядя на своего сына – выдающегося пастыря. В 1885 и 1889 годах вышли в свет два тома сочинений протоиерея Иоанна Яхонтова под заглавием «Собрание литературно-духовных трудов И. К. Яхонтова 1844-1885 гг.»
В 1874 году протоиерей Иоанн Яхонтов был назначен преемником почившего настоятеля Никольского морского собора и перешёл на служение настоятелем этого храма. В этой должности он и оканчивает свои земные дни 22 марта 1888 года.
Печатается по книге: Яхонтов, Иоанн Константинович (1819-1888).
Собрание духовно-литературных трудов протоиерея Иоанна Яхонтова. 1844-1885 : Т. 1-2. - Санкт-Петербург : тип. В.С. Балашева, 1885-1890. - 2 т.; 22.С некоторыми из трудов отца Иоанн можно ознакомиться на сайте Азбука веры