Летопись прихода
« НазадВ начале сентября этого года, наконец, по милости Божьей, осуществилась мечта побывать на Соловках.
Не стану подробно пересказывать историю Соловецкого монастыря – Русского Северного Афона, как его часто называют. Желающих узнать подробности отсылаю к многочисленным книгам и статьям (особо оговорюсь, что в интернете, помимо полезных сведений об обители, очень много информационного мусора).
Напомню лишь, что Соловецкий монастырь - ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море. Основан в 1436 году монахами Зосимой и Германом. Первое монашеское поселение на островах появилось несколько раньше - в 1429 году, когда Савватий и Герман поселились там. Поморы противились поселению монахов, боясь, что иноки помешают охоте и рыбной ловле на островах. Для «закрепления» мирского присутствия на Соловках община поморов отрядила на поселение там семью рыбака, чтобы не одни монахи жили в этом пустынном месте. В «территориальный спор» вмешались ангелы, высекшие ивовыми прутьями жену рыбака, понуждая их покинуть это место, ибо оно Богом определено для иноческого подвига. Гора, на которой жена рыбака «претерпела» от Воинства Небесного стала называться Секирной.
Расцвет обители в XVI веке связан с деятельностью игумена Свт. Филиппа (Колычева), избранного в 1548 г. монастырским собором. Благодаря образцовой хозяйственной деятельности игумена Филиппа, монастырь сделался богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. Свт. Филипп положил много труда по внутреннему и внешнему благоустройству обители. Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить два больших каменных храма: в честь Успения Пресвятой Богородицы и Преображения Господня. В последний были перенесены мощи основателей монастыря - святых Зосимы и Савватия.
Соловецкий монастырь расположен на берегу бухты Благополучия Большого Соловецкого острова. Территория монастыря окружена массивными стенами (высота — от 8 до 11 метров, толщина — от 4 до 6 метров) с семью воротами и восемью башнями, построенными в 1584—1594 гг. архитектором-монахом Трифоном. Стены сооружены из огромных камней размером до 5 метров. С удивлением и восхищением монахами-умельцами узнал о метровом слое древесного угля внутри стены, служащего утеплителем. Монастырская стена в плане сделана в виде большого корабля, символизирующего Церковь спасения.
Братский корпус и трапезная соединены с главными храмами монастыря Успенским собором (построен в 1552—1557 гг.) и Преображенским собором (1558—1566 г.г.) крытой галерей. Рядом с ними, либо примыкают церковь Благовещения (1596—1601 г.г.), Филиппова церковь, каменные палаты (1615г.), водяная мельница и сушильня зерна (начало XVII века), колокольня (1777г.), Никольская церковь (1834г.).
В монастыре процветали ремесла - он владел солеварнями, кузницами. Монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали пушного зверя для продажи, выращивали овощи и фрукты. В сотне километров от полярного круга в монастырских теплицах вызревали арбузы и дыни, цвели и плодоносили персиковые и апельсиновые деревья! Огромные валуны Филипповых рыбных садков не разрушили даже безчинства чекистов. Особого расцвета хозяйство монастыря достигло при игумене Иринархе (1613-1626 г.г.). К XVII веку в монастыре было порядка 350 монахов, 600-700 послушников и крестьян.
Наряду с Кемью Соловецкий монастырь представлял собой важную приграничную крепость, с гарнизоном и артиллерией. В XVI-XVII веках монастырь выдержал несколько нападений Ливонских рыцарей и шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах). Особо стоит выделить восьмилетнюю осаду обители войсками Царя Алексея Михайловича после отказа братии принять исправленные богослужебные книги от Патриарха Никона. Позднее, в 1854 г., во время Крымской войны, монастырь был атакован английскими кораблями. После девятичасового обстрела англичане вынуждены были оставить непокорный монастырь, отвечавший им огнём своих орудий. До сих пор на стенах братского корпуса подновляются чёрной краской следы от попадания британских ядер, нарисованные по указу Императора Александра 2-го.
В обители имелась огромная библиотека, богатейшая ризница. К началу XX века в монастыре имелась собственная гидроэлектростанция, работавшая благодаря системе каналов, прорытых при Свт. Филиппе. Монастырь имел свой флот из нескольких современных по тем временам судов. Также обитель активно добывала соль и была одним из главных её продавцов в Империи.
1920 г. монастырь был ликвидирован добравшейся до островов советской властью. Ценности монастыря и большие запасы продовольствия были реквизированы, Святыни осквернены. В 1920 г. на территории монастыря располагается лагерь принудительных работ, который вместе с конвоем насчитывал 350 человек. Монахи остались при лагере, став работниками созданного на основе монастырского хозяйства совхоза. В 1923 г. был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный позднее в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения - СТОН, расформированную в 1939 году. Значительную часть заключённых составляли т.н. «политические» - духовенство, офицеры белого движения, дворяне, эсеры, интеллигенция.
Охранял лагерь странный симбиоз из проштрафившихся чекистов и белогвардейских офицеров, перешедших на сторону Советов. История лагеря полна примерами как великого мужества, человеколюбия, чистоты Веры и служения Богу, так и безчеловечной жестокости, подлости и предательства. Вселившиеся в охранников бесы побуждали их не только измываться над заключёнными, достигая невероятной степени садизма, но и не давали спокойно смотреть в глаза Святым ликам: ликам Спасителя и Святых на иконах и стенах храмов, ликам людей, становящихся Новомученниками. Потому реставраторы находят под счищаемыми слоями краски и побелки израненные штыками и пулями лики Святых, а земля островов залита кровью убитых.
Бесновавшимися чекистами уничтожены именно те здания, которые были освящены чудесами и Святыми отцами. До сих пор стоят часовни, построенные в честь посещения Соловков императорами и князьями, а первая келья Св. Зосимы, в которой старец жил сразу же по прибытии на остров и из которой он видел явление «Церкви на Воздусе» на месте постройки будущего монастыря – разобрана до основания с каким-то варварским тщанием. Просфорная часовенка, построенная на месте чудной защиты Небесным огнём упавшей просфоры – благословения игумена Зосимы новгородским купцам, также снесена.
Уникальный храм-маяк в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех был построен иноками на Секирной горе. С 15-го века этот маяк спасал моряков в бурном Белом море. В этом храме чекисты сделали штрафной изолятор. Ночью, чтобы спастись от холода заключённые спали «штабелями», укладываясь друг на друга, как дрова. В течение ночи несколько раз менялись, потому что нижним было тяжело, а верхним холодно. Днём мучения продолжались. Заключённых заставляли сидеть на жердях в руку толщиной, установленных по периметру на такой высоте, чтобы человек не доставал ногами до пола. Штрафники были вынуждены постоянно балансировать на жёрдочках, удерживая равновесие, поскольку упавший сразу же жестоко избивался охраной. Некоторых выставляли снаружи храма «на комарики», часто на неровном камне или пеньке. Облако гнуса за ночь убивало человека. С Секирной горы вниз ведёт лестница в 365 ступеней, очень крутая и прямая, без площадок. Чекисты привязывали человека к бревну и спускали его по лестнице. До земли долетал обезображенный труп.
На склоне Секирной горы раскопана яма с останками 25 расстрелянных «имяславцев». Это не известные нам по Афону Имяславцы, а крестьяне Архангельской губернии, скорее всего, старообрядцы, отказавшиеся называть большевистской власти свои имена, за это арестованные и приговорённые к расстрелу. Вера этих людей была так крепка, что они, связанные у края ямы, начали петь по себе отходную молитву. Отсутствием страха смерти, спокойными и ясными лицами, обращёнными к Небу, они вызвали оторопь и протрезвление у расстрельной команды и заместителя начальника лагеря (кстати, сына священнослужителя, предавшего своего отца новой власти).
Побегов с Соловков почти не было. Белое море – не замерзающая Ладога, позволившая монахам в 1940-ом году самим уйти с Валаама и унести в Финляндию главные святыни монастыря. Белое море почти не замерзает. Пытавшихся уплыть на самодельных плотах заключённых перехватывали быстроходные катера и самолёт-амфибия чекистов. Известен только один удачный побег Александра Клингера, сумевшего воспользоваться направлением на работы в Архангельский порт и спрятавшегося на английском судне. По прибытии в Англию, Клингер написал книгу об ужасах советского лагеря (А.Клингер. «Соловецкая каторга. Записки бежавшего»). Книга вызвала шум на Западе, что могло помешать коммунистическому правительству в торговле с Европой и США. Тогда на Соловки был отправлен главный пролетарский писатель Горький для инспекции. Приплывшего Горького сразу же подвели к стенгазете с нарисованным шаржем, изображавшим двух заключённых и их диалог: «Слышал, Горький приплыл на Соловки?!» - «Да ну! Интересно, сколько ему дали: три или десять?»
«Смешно…» - сказал Горький, но намёк понял и написал в книге отзывов начальника лагеря об отличной организации перевоспитания противников власти. Кроме того, творческий настрой Горького по возвращении в Москву родил опус о жизни соловецких заключённых, милых и заботливых чекистах, старательно исправляющих врагов коммунистического режима.
Огромное число расстрельных ям на Соловках до сих пор не раскопано. Провалы земли на местах захоронений огорожены и оставлены, поскольку имён похороненных там не установить. На Секирной горе ныне стоит поклонный крест и маленькая часовенка Соловецким Новомученникам. Храм в память о Чуде Архангела Михаила в Хонех вновь освящён. Но глазок надзирателя до сего дня зияет в двери храма, как и во многих дверях Соловецкой обители.
Большинство начальников и охранников СЛОНа были расстреляны своими коллегами со странными для того времени приговорами «за жестокость». Но опыт соловецкого пыточного полигона был распространён на всю страну и превратился в изуверский ГУЛАГ.
Это важно помнить ныне ностальгирующим по советским временам людям, особенно тем, кто восхваляет коммунистические лозунги и «твёрдую сталинскую руку». После всего пережитого Россией «коммунистом» себя может называть либо дурак, не помнящий и не понимающий происходившего, либо подлец, рассчитывающий на этом нажиться.
Вынужденно закрытый для обезпечения боёв приближающегося «освобождения» Финляндии, Соловецкий лагерь похоронил на островах не менее 30 000 человек, дав Богу новых, прославленных Им мученическим венцом Святых, претерпевших здесь смерть и страдания. Гибель их стала частью искупления вины русского народа перед Богом за богоотступничество и грехи наши.
Соловки видели и школу юнг Северного флота, готовивших мальчишек к службе на воюющих флотах Великой Отечественной, и послевоенный учебный отряд флота, активно использовавший построенный монахами для своего флота сухой док и причальные стенки.
К сожалению, никто в те годы не думал о сохранении зданий монастыря, окончательно обветшавших к моменту развала коммунистической власти.
19-21 августа 1992 г. мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в обитель. Торжества возглавлял Патриарх Алексий II; 22 августа (по н. ст.) стало праздноваться как Собор Соловецких святых.
Учёными достоверно установлено, что, начиная с начала 15 века, Соловецкие острова поднимались над уровнем моря примерно на 30 сантиметров в столетие. В начале 20 века, после разгрома монастыря советской властью, подъём островов остановился. Можно, конечно, говорить о движении тектонических плит, последствиях Ледникового периода и т.п., но я уверен в подъёме скал и песков вслед за молитвами и душами праведников Соловецких. И прекращение подъёма островов вызвано нарушением богослужебного круга на них. Робкое возрождение монастыря с начала 1990-х годов государством практически не поддерживалось. Более того, до сих пор здания и церкви монастыря и его земли, жалованные ещё Великокняжескими грамотами и посадниками новгородскими, Церкви не возвращены.
Отдельно стоит сказать о населении Соловков. Вряд ли ныне живущие там люди являются потомками чекистов, охранявших лагерь, но их отношение к монастырю, мягко говоря, не приветливое. На острове чувствуется антагонизм и неприятие мирянами монахов, хотя все миряне кормятся за счёт монастыря или вокруг него. Противостояние, начавшееся в 15 веке и пресечённое ангелами, высекшими хворостинами жену рыбака, продолжается вновь. Существующее на острове наряду с паломнической службой монастыря светское туристическое агентство умудряется проводить экскурсии, не рассказывая ничего о храмах, Святынях и Святых. Ещё и гордо заявляют: «Наши экскурсии без пения акафистов!» Это не Афон, где каждый встречный твой брат во Христе и единоверец! При этом цены светских гостиниц и кафе невероятно дороги. Объясняется дороговизна доставкой всех продуктов самолётами. Разрушенное хозяйство монастыря, ранее кормившее всё население, сейчас состоит из небольшого стада коров, снабжающих трапезную молочными продуктами.
Слава Богу, монастырь возрождается! Не так быстро, как бы хотелось, но острова снова слышат колокольный звон церквей, зовущих на службу. Хочется надеяться, что по милости Божьей и по молитве Соловецких праведников и новомученников все неурядицы разрешатся. И дай нам Бог то горчичное зерно Веры, способное вновь заставить расти Соловецкие острова над морем, стремясь к Небу.
Примечание.
Для тех, кто соберётся в паломническую поездку, советую:
- Предварительно связаться с паломнической службой монастыря (глава – мать Никона; Даша, Кристина – сотрудницы) – телефон: +79115758310 или их сайт solovki-monastyr.ru
- Ехать поездом или машиной (Мурманская трасса в прекрасном состоянии) ближе через Кемь (всем известная по кино «Кемска волость»).
- Телефон подворья монастыря в Кеми +79216248246 (обычный номер, указанный на сайте не работает!)
- Плывите на монастырских катерах «Св. Николай» или «Свт. Филипп», постарайтесь не пользоваться кемским причалом и их кораблями.
- Лучшее время поездки – лето. Меньше штормит, но зато много гнуса – возьмите репиленты! Зимой монастырь почти недоступен, а соседние острова со скитами доступны только летом при спокойном море.
- Заранее договоритесь о питании и проживании в монастыре. Проживание в паломнической гостинице в 7-12 местных комнатах (300 рублей с человека в день, мужчины и женщины раздельно). Питание (очень вкусно кормят!!!) от 150до 250 рублей в день. Для проживающих в монастырской гостинице есть скидки на экскурсии (список и описание на сайте).
- Рекомендую взять два комплекта одежды, тёплый свитер, дождевик и непромокаемую обувь (мощёные дороги на островах только внутри монастырских стен, некоторые экскурсии сопряжены с высадкой с катеров в лодки и только потом на берег)
- Полезно взять с собой консервы. Продовольствие на Соловках дорого и плохого качества. Но учтите, что катера маленькие и много груза не увезут!
Благодарим за статью нашего внештатного корреспондента р.Б. Романа
Соловки
Отточенный прибрежною волной,
Средневековой тайною окутан,
На море Белом встал сторожевой
Архипелаг. Своим названьем чудным
Он поделился с здешними людьми,
Отдал по воле Божьей без остатка.
На северной окраине земли
Жить никогда не доводилось сладко
Соленый пот, суровый приговор,
Соленый вкус отмоленной утраты,
Охрана передернула затвор
У келий, превращенных в казематы.
Решеток поржавелые кресты
Лишь видно через узкие бойницы,
Как в синеву просоленной воды
Светило окровавленно садится.
И ворон черный - злой предвестник бед -
Закружит над остылым изголовьем...
За что? Но не дано узнать ответ -
В любом столетье есть средневековье.
Наступит срок. Исполнится завет.
Исчезнет государство несвободы.
Но мы с тобой не позабудем, нет
Судьбою пересоленные годы...
Какою птицей залетела я
На острова? Но, кажется, светает
Над Соловками новая заря
И чайка яснокрылая летает.
Ольга Ивановна Григорьева