Летопись прихода
« Назад2 ноября, в 22-ю годовщину со дня преставления митрополита Иоанна (Снычёва), на его могилку собрались все те, для кого память владыки дорога и незабвенна. Пришедших было так много, что не покидало ощущение того, что на Никольском кладбище в этот день собрался ещё один "Русский народный собор"... (Официальный прошёл накануне в Москве). Много добра и тепла можно было ощутить от любящих и поминающих владыку людей. Казаки Невской станицы и Крестовоздвиженского казачьего Братства в течение всего дня несли почётный караул на могиле владыки, а настоятель прот.Владимир Сергиенко отслужил панихиду. Вечная память!
Основа и суть всей его жизни – любовь ко Христу и Матушке-России
Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) о митрополите Иоанне (Снычеве) в связи с 90-летием со дня рождения
В те времена, когда многие молчали, Владыка Иоанн не молчал. Он был на свечнице церковной и горел как свеча. Можно говорить о подвиге и исповедничестве. Смелый был человек, святой жизни. Характер настойчивый, и это было полезно в стоянии за истину.
Ведь тогда было непростое время, когда он выступил с громкой проповедью, обращенной ко всему нашему народу. Развал СССР, трудные 1990-е годы. Тогда был прилив церковной жизни и дали свободу говорить. Но духовенство не успело использовать этот момент во всей полноте, можно сказать, что упустили время в развороте России ко Христу. А Владыка Иоанн прекрасно себя повел тогда, воспользовался наступившей на некоторое время свободой, чтобы обличить грех, чтобы призвать наш народ и даже интеллигенцию ко Христу, обратить многих через покаяние к христианской жизни. Он выступал смело, правдиво, говорил о значении Церкви в истории Руси, о необходимости ее возрождения, мощным пастырским словом призывал к покаянию наш народ.
Глубоко и убедительно он обличал экуменизм. Он писал в одной из своих работ: «Как и всякая ересь, экуменизм лжет, предлагая «братски соединить» Истину с ложью, лукаво делая вид, что не понимает противоестественность такого соединения, надеясь, что люди, завороженные благородством лозунгов, не заметят страшной подмены».
Владыка Иоанн предупреждал нас об опасности экуменизма: «Если это пагубное ослепление возобладает в России, то будет не только безнадежно повреждена чистота православной веры. Под вопросом окажется сама возможность возрождения русской государственности, ибо державное строительство немыслимо без ясно осознанного нравственно-религиозного идеала, без четкого разделения добра и зла, без всенародного соборного единения вокруг святынь живой веры».
Мне довелось присутствовать на защите его магистерской диссертации о русских архиереях. В семинарии, где я учился, ребята из Куйбышевской епархии рассказывали о Владыке Иоанне, где он был правящим архиереем. Очень любили его, хорошо о нем отзывались.
У меня немного было личных встреч с Владыкой Иоанном.
Когда я учился в Московской духовной семинарии ипотом в академии, на каникулы приезжал к архиепископу Иркутскому и Читинскому Вениамину (Новицкому). Был у него иподиаконом. Когда Владыка Вениамин скончался, а он уже был архиереем в Чебоксарах, я вместе со всеми участвовал в его погребении. А возглавил тогда похороны Владыки Вениамина архиепископ Иоанн (Снычев).
Вместе с другими я нес гроб. Гроб спустили в могилу, но одна его сторона соскочила с подставки. Пока думали, что делать, я быстро спрыгнул вниз, поправил гроб и вернулся обратно. Владыка Иоанн стоял рядом и видел, как я спрыгнул. И строго так сказал: «Что Вы пачкаете стихарь?». Я был в стихаре.
А потом, когда мы уже сидели за столом, он сказал мне: «Наверное, будете архиереем». А я и не помышлял об этом, преподавал в академии, еще и не был монахом.
Вспоминаю Владыку сейчас с глубокой симпатией. Крепкой воли человек. И вокруг него собрались тогда люди-единомышленники. Он сказал свое слово о России, о том, что есть Россия перед Богом, и в чем ее истинное призвание. Конечно, та правда, которую говорил он, многим не давала покоя, многое, что было тайным становилось явным. Много людей прозрело и продолжают прозревать духовно, благодаря Владыке Иоанну.
С высоты петербургской кафедры после долгих лет молчания он раскрывал суть нашей духовной жизни, раскрывал прекрасный и мужественный образ нашего православного народа. Многим он открыл духовный взгляд на историю России, на самодержавие, на необходимую нам симфонию Церкви и государственной власти.
Основа и суть всей его жизни, всех великих дел, его проповедей, прекрасных статей и книг – любовь ко Христу и к Матушке-России.