Летопись прихода
« НазадОказывается, проживание в коммунальной петербургской квартире имеет свои положительные моменты. Да, шуршащие по углам кухни насекомые и отлетающая со стен штукатурка особой радости не приносят, зато среди соседей попадаются интересные люди. Наше знакомство с Еленой Васильевной Румянцевой – ленинградкой в третьем поколении – прошло не вполне гладко: старушка капризно поджимала губы, делала замечания по поводу не выключенного вовремя в туалете света, неправильно закрытых дверей, показывая всем видом, что вовсе не рада новому жильцу. То есть мне. «Вредная бабка», – решил я в свою очередь, но, как оказалось, ошибся.
– Так вы из Ейска, молодой человек, - спросила она однажды, когда мы готовили ужин. У вас там, наверно, казаки есть?... Как же не быть – отвечаю. Кубанские. Я и сам казак. – Обожаю казаков! – глаза Елены Васильевны потеплели, и она предложила мне чаю с вишневым вареньем. Друг, у которого я и остановился пожить несколько дней, говорил, что ему соседка таких знаков внимания не оказывала никогда.
– Кстати, вы в курсе, что у нас в Петербурге есть казачий храм? – спросила старушка, когда с чаем было покончено. – Помилуйте, откуда же в Петербурге казаки? Ну, Новочеркасск, Краснодар, Омск, Астрахань… – другое дело!
– А вы не слышали о Собственном Его Императорского Величества Конвое? – парировала старушка. – В нём как раз состояли ваши – кубанские и терские казаки. И тут мне стало немного стыдно. Вспомнил не только о казачьей охране российских императоров, но даже и то, что в здании музея станицы Старощербиновской раньше жил один из царских телохранителей, природный казак. Узнав у соседки, где находится храм, поехал в тот же день на Лиговский проспект.
И точно – неподалёку от Обводного канала высится величественная колокольня, а за ней, в глубине квартала, целый храмовый комплекс Крестовоздвиженского казачьего собора. У входа - стенды с фотографиями казаков в справе, объявления о казачьих же праздниках и фестивалях, работе казачьих классов – прямо наше «посольство» на берегах холодной Невы!
Суетлив и многолюден Лиговский проспект, но входишь в ворота храма и попадаешь в атмосферу тишины и спокойствия. Кажется, что и посторонние звуки сюда не проникают. Но видно, что и здесь жизнь кипит - разгружаются стройматериалы, звенят бензопилы, идет предзимняя уборка территории; работают церковные лавки, включая продуктовую с натуральными продуктами крестьянских хозяйств. На некоторых мужчинах традиционные кубанки с серебряным крестом.
Подошел к одному из местных, представился – говорю, что хочу, мол, для кубанской газеты статью написать о казаках Петербурга. Слово Кубань произвело на казака самое благоприятное впечатление, почти как пароль какой-нибудь. О! Свои люди! А я из Семиреченских казаков. Андрей. – Пойдёмте к атаману, он вам многое расскажет.
И мы поднялись на колокольню. Не на самую звонницу, а на второй ярус, где и находится штаб-квартира казаков. Внутри тепло и уютно, на стене на потертом ковре развешаны шашки и кинжалы, добротная мебель кругом, а вот и сам атаман Санкт-Петербургского казачьего землячества «Невская станица» за столом сидит – войсковой старшина Геннадий Георгиевич Егоров.
Бывший директор НИИ «Электрокерамика». Ныне пенсионер. В 50-е годы он приехал учиться в Ленинград с Дона из станицы Скуришенской, да так здесь и остался на всю жизнь. А сама Невская станица – это своеобразная казачья «диаспора», куда входят и донские, и оренбургские, и сибирские, и уральские, и терские казаки. И даже один уссурийский казак – из Приморского края приехал. Наших кубанцев тоже немало – человек 10-12.
Всего же в землячестве до ста казаков и казачек, да членов казачьих семей не менее трёх сотен. И настоятель храма – протоиерей отец Владимир – тоже казак. Крепко друг за друга держатся казаки – своих в беде не оставляют, храм сообща восстанавливают, территорию охраняют, хозяйство кое-какое ведут, с детишками занимаются. Даже хор казачьей песни создали несколько лет назад и газету выпускают! Даже завидно немного стало такой сплоченности.
Много интересного рассказал атаман. Оказывается, впервые оказались казаки(донские) на невских берегах еще до основания Санкт-Петербурга! Вместе с другими частями русской армии под началом Петра I участвовали в осаде шведской крепости Ниеншанц в устье реки Охты. Недавно краеведы обнаружили место той первой казачьей стоянки. При императоре Павле I в столице появился первый лейб-гвардейский Казачий полк. Селились казаки в районе Лиговки. Это теперь Лиговский – центр города, а в ту пору здесь была окраина, где промышляли порой грабежом и разбоем лихие люди. Вот казаки и присматривали за порядком. Многие названия с тех пор сохранились – Атаманские мост, Казачья улица, Атаманский переулок, появился и Новочеркасский проспект…
Позже, в столице разместили еще один лейб-гвардейский казачий полк – Атаманский. А потом и третий – лейб-гвардейский казачий - Сводный, где состояли уже не только донцы, но и казаки всех казачьих войск Российской империи. Еще позже появился знаменитый Императорский конвой. Доверяли цари казакам. И не зря.
В Битве Народов при Лейпциге в октябре 1813 года именно казаки предотвратили гибель сразу трёх европейских монархов – российского, австрийского и прусского, когда французские кирасиры устремились к их объединенной ставке, сметая всех на своем пути. Тяжелая латная кавалерия французов была атакована с фланга и обращена в бегство казаками-лейб-гвардейцами. Редкий случай в мировой истории, когда легкая конница одолела тяжелую кавалерию. И не однажды такое случалось что казаки ценой своей жизни спасали российских самодержцев.
Были им за то честь и признание. У казачьих полков был и свой храм – святого мученика Иерофея в казачьих казармах на Обводном канале. А пока не было своего храма, казаки приходили молиться сюда - в Крестовоздвиженскую церковь. После 1917 года не осталось ни казачьего землячества, ни храма, ни казарм... И лишь в 1990 году, когда по всей стране началось возрождение казачества, появилась и «Невская станица» – правопреемница дореволюционной, а разоренный комплекс Крестовоздвиженского собора был передан казакам.
Казаки восстановили из руин старинный храм Тихвинской иконы, проведя глобальную его реконструкцию. Своими силами управились, без помощи государства.
Перед расставанием атаман провел меня по территории Крестовоздвиженского собора, показал реликвии. Казаки установили во дворе памятники Императору Николаю II , Императрице Александре Федоровне и Цесаревичу Алексию. Нигде больше не встречал таких памятников… А у подножия их заложили капсулы с землей, привезенной из всех казачьих войск России. Кубанская земля там тоже хранится.
Прощаясь, попросил меня атаман передавать поклон Ейску и всей Кубани. Что я и сделал охотно по возвращении в Ейск. А что до старушки-соседки, то с ней мы теперь настоящие друзья. Иной раз, спрашиваю: «А не затянуть ли нам с вами, Елена Васильевна, нашу казачью?...» И звучит под сводами коммуналки «Ой, то не вечер, то не вечер…» Другие соседи не возражают.
Тимур САВЧЕНКО
Опубликовано в газете
"ПУЛЬС НЕДЕЛИ" № 48 (1007)
29 ноября - 5 декабря 2017 г. стр. 5