Летопись прихода
« Назад18 января, в сочельник праздника Крещения или Богояления, в храме во имя Тихвинской иконы Божией Матери состоялось первое Великое освящение воды. Богоявлением праздник называется потому, что в этот день было явление Пресвятой Троицы, а именно – явление Божества Спасителя, торжественно вступившего в Спасительное служение.
За Крещенской водой
Крещенский морозец
"Днесь вод освящается естество..."
Особенностью Праздника Крещения являются два великих водоосвящения. Первое – бывает накануне праздника в храме, а другое – в самый праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах.
В день Крещения именно по церковному, старому стилю, когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это происходит каждый год и только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю. В этот день, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но и все воды приобретают первозданное свойство нетления.
Обычай освящения воды в день Крещения существовал уже в ІІІ веке. Святитель Иоанн Златоуст называет крещенскую воду «агиасмой» – святыней. Ею окропляют иконы, богослужебные сосуды, облачения и нательные кресты во время чина освящения. Ею же освящают дома, пищу, автомобили и др. Принимаемая с верой, она имеет силу врачевания недугов, как душевных, так и телесных. Не заменяя Причастия, она может послужить вместо Причастия тому, кто по какой-либо причине лишен этого утешения. При унынии, смущении или расстройстве духа она дает успокоение и облегчение. По этой причине христиане хранят святую крещенскую воду дома в святом углу и с молитвой пьют её утром натощак.
Зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она освящена уже Крещением Самого Сына Божия? Мы, люди, грешим всю свою жизнь, и тем самым снова вносим в окружающий мир грех и нечистоту. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Своё живое и животворящее слово, даровал верующим право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви Христовой, чтобы она всегда имела неоскудевающий источник освящения и жизни.
Словом Божиим, таинствами и молитвой Церковь освящает не только самого человека, но и всё, чем он пользуется в мире и, тем самым, предотвращает умножение гибельных последствий наших грехов. Церковь освящает землю, испрашивая ей у Бога благословения плодородия, освящает хлеб, служащий нам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду. Без благословения, без освящения как могли бы пища и питие поддерживать нашу жизнь? «Не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя» (Прем. 16,26).
Всю нашу жизнь рядом с нами святая вода – образ благодати Божией – она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Мы впервые окунаемся в неё при крещении, когда при принятии этого таинства нас трижды погружают в купель. Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, бытовых предметов. Нас окропляют святой водой на крестных ходах и молебнах. В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит её как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается верующими только натощак. Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов – вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают.
Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленской воды. Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой – и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла. Старец Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской (Крещенской) водой, которая, по его словам, сама всё освящает. Когда кто-нибудь сильно болел, он благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет.
Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал архиепископ Константинопольский Прокл. Окончательное оформление чина приписывается патриарху Иерусалимскому Софронию. Об освящении воды в праздник упоминают учителя Церкви IV века Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. Во второй половине X века Антиохийский патриарх Петр ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В 1667 г. Священный Синод Русской Церкви постановил совершать двукратное водоосвящение – в Навечерие и в самый праздник Богоявления.
Канун праздника – 18 января – называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. В знак особого почитания Богоявленской воды как великой Святыни в Крещенский Сочельник установлен строгий пост, когда не полагается вкушение пищи до принятия Крещенской воды. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду и тем, кто уже что-нибудь вкушал. Церковь в богослужебном Уставе дает на этот счет ясное разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших. Очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду».
Живет в народе ошибочное поверье, будто бы Крещение и Богоявление – не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, – это вода Богоявленская, а та, что освящена 19 числа, – Крещенская. Вот люди и стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят её потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это – бессмысленное суеверие. И в праздник Крещения, и в сочельник вода абсолютно одинакова, ибо освещается одним и тем же чином.
Когда в день праздника Крещения Господня посмотришь на скопление людей в православных храмах и вокруг них, на толпы, пришедшие за святой водой, то кажется, что почти весь мир пришёл ко Христу. Но заканчивается раздача крещенской воды, и нет уже этих толп, и понимаешь, что идут люди вовсе не за Христом, а всего лишь за святой водой. Но без молитвы и веры любые церковные святыни останутся бесполезными для нас.
Праздник Крещения Господня это вовсе не день массового набора святой воды. Этот праздник дарит нам ощущение того, что как бы ни была изломана наша жизнь, каким бы мраком неправды и вражды мы не наполняли её, всё можно очистить, обновить, возродить с помощью Божией. Были бы только желание и вера. И брызги освященной воды, обжигающие наши лица своей пронзительной благодатной чистотой, будят и оживляют наши чувства, отзываются ощущением радости и новизны жизни, соприкоснувшейся со святыней.
По материалам http://kiliya.info/blog/2008-01-18-873
Новости
Обязательная регистрация: телефон/ whatsapp 8.981-137-46-93 Духовно-просветительский центр расположен по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр-т, д. 124