Летопись прихода
« Назад29 сентября 2018 года исполняется 100 ЛЕТ со дня кончины выдающегося человека, пастыря и учителя, деятельного труженика и исповедника Христовой веры, последнего настоятеля Крестовоздвиженского прихода перед революцией - митрофорного ПРОТОИЕРЕЯ ВЛАДИМИРА ГРИГОРЬЕВИЧА ГУЛЯЕВА. Семья пастыря была репрессирована и надгробие над могилой, чудом сохранившееся на Волковском кладбище, нуждается в срочной реставрации. По оценкам специалистов приведение могилы в достойный вид обойдётся приходу в более, чем 100 000 руб.
СМИРЕННО ПРОСИМ КАЖДОГО ИЗ ВАС поучаствовать в восстановлении исторической справедливости, увековечивании памяти и выражении благодарности приснопоминаемому отцу настоятелю!
Пожертвования на восстановление надгробия к 100-летию кончины прот.Владимира Гуляева принимаются в свечных лавках Крестовоздвиженского прихода. Пожертвования также можно перечислять на расчетный счет храма или яндекс-деньги 41001886910678
Если кому удобно скидывать на карточку сбербанка, вот номер: 2202 2012 2906 6770 (Цветкова Мария Николаевна) с пометкой: "на надгробие"
![]()
Надгробие нуждается в срочной реставрации и может не пережить следующую зиму!..
Надгробие нужно перевезти в реставрационную мастерскую, расколоть на две половины, высушить, склеить на нержавеющих пиронах, отшлифовать и восстановить надпись и крест. Пожалуйста, поучаствуйте и пожертвуйте сколько сможете на реставрацию надгробия!
Предлагаем рассказ о жизненном пути этого удивительного труженика и молитвенника.
«Пастырь ревностный и добрый»
Последним настоятелем Крестовоздвиженской церкви дореволюционной эпохи стал удивительно деятельный человек – труженик, пастырь и просветитель – протоиерей Владимир Григорьевич Гуляев, пришедший на служение в приход в период расцвета своей богоугодной деятельности и посвятивший ему тридцать пять лет своей жизни.
![]()
Родился он 27 октября 1841 года в семье священника Санкт-Петербургской епархии Григория Павловича Гуляева. В 1863 году закончил Петербургскую Духовную семинарию и в Петропавловском соборе был посвящён в сан диакона Преосвященным Леонтием, епископом Ревельским.
После рукоположения отец Владимир занимает должность штатного диакона церкви св. Павла Исповедника при Александро-Невском Духовном училище, ставшем после реформы 1809 года начальной ступенью обучения в Санкт-Петербургских духовных школах. Училище располагалось неподалеку от Александро-Невской лавры на набережной Обводного канала.
![]()
Иконостас церкви св. Павла Исповедника при Александро-Невском Духовном училище. В этом храме отец Владимир служил двадцать лет: семь в сане диакона и тринадцать в сане священника.
Состоя на службе, отец Владимир продолжает своё образование в Санкт-Петербургской Духовной академии, курс которой он заканчивает со степенью кандидата богословия в 1867 году. Кандидатское сочинение было написано им на тему: «Св. Иоанн Дамаскин – догматик, историк и песнописец».
Служение в церкви отец Владимир совмещает с обширной преподавательской деятельностью: в эти годы он преподаёт священную историю и латинский язык, а позже – русский и церковнославянский языки.
22 октября 1870 года в награду за безвозмездное исправление должности помощника смотрителя училища митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским Исидором в Казанском соборе отец Владимир возводится в сан священника. Он остаётся служить в той же училищной церкви сверхштатно.
В 1873 году священник Владимир Гуляев утверждается в должности смотрителя Александро-Невского Духовного училища. Ему вверялось непосредственное заведывание учебным заведением и всеми частями училищного управления. Находясь во главе училища, отец Владимир составил себе имя доброго и опытного руководителя и заслужил любовь преподавателей и учащихся. Его деятельность была отмечена благодарностью епархиального съезда.
После двадцати лет самоотверженных трудов на этом поприще, 28 июля 1883 года отец Владимир по его прошению был перемещён на должность приходского священника к Крестовоздвиженской Ямской церкви. При прощании с пастырем служащие духовного училища в знак своей искренней благодарности преподнесли ему наперсный крест с алмазными украшениями.
В это же время, 13 августа 1883 года, у отца Владимира и его супруги Александры после двадцати лет жизни в браке рождается вымоленное дитя – дочь Людмила.
В должность священника Крестовоздвиженского прихода отец Владимир вступает со всей присущей ему ответственностью и трудолюбием, окормляя своих прихожан, просвещая их словом Божиим, духовно укрепляя и наставляя их в житейских тяготах, заботах и радостях.
В эти годы отец Владимир проводит в Крестовоздвиженской церкви катехизические беседы, которые были выпущены отдельным изданием в 1886 г.
11 июля 1887 года после продолжительной болезни скончался настоятель Крестовоздвиженской церкви протоиерей Михаил Розанов. Прихожане, «желая, чтобы должность эту занял пастырь ревностный к служению Божию и известный приходу», обратились к митрополиту Исидору с просьбой о назначении настоятелем «отца Владимира Гуляева, который в течение четырёхлетней своей службы в нашем храме своими трудами с безукоризненным исправлением приходских треб и проповедью слова Божия в храме явил себя примерно достойным пастырем, снискав к себе общую любовь и расположение прихода». В своём прошении прихожане заверяют, что «это есть желание всего прихода, и если бы только было время, наша просьба была бы усыпана тысячью подписей».
28 июля 1887 года отец Владимир утверждается в должности настоятеля Крестовоздвиженской Ямской церкви.
![]()
Прошение прихожан Крестовоздвиженской Ямской церкви «Высокопреосвященнейшему Исидору, митрополиту Новгородскому, Санкт-Петербургскому и Финляндскому и разных орденов Кавалеру о предоставлении должности настоятеля сей церкви отцу Владимиру Гуляеву» с рукоприкладством (т. е. с подписями) просителей.
В 1888 году прихожане Крестовоздвиженской церкви с членами причта и почитатели отца Владимира Гуляева отметили 25-ю годовщину служения его в сане священнослужителя и преподнесли ему наперсный крест с украшениями, желая выразить отцу Владимиру сердечную признательность, любовь и уважение за добрые, истинно христианские отношения, установленные им в приходе. 25 января 1890 года отец Владимир был возведён в сан протоиерея.
Летом 1890 года протоиерей Владимир отправляется в трёхмесячное путешествие на Святую Землю и Афон. По возвращении из паломничества он пишет путевые заметки «В Иерусалим и на Афон», изданные в Петербурге в 1893 году. Перед читателем предстаёт образ автора – человека чистосердечного, искреннего и вместе с тем всесторонне образованного. Предметы, на которых останавливает своё внимание рассказчик, выдают в нём человека хозяйственного и практичного, каким и подобает быть настоятелю, беспокоящемуся о благолепии и должном состоянии храмов и святынь. Множество же отмечаемых автором подробностей (в том числе в отправлении богослужений греками) раскрывают в нём ревнующего о церковном благочестии пастыря, тонкого знатока церковного устава, священного Писания и Предания.
Деятельность отца Владимира не ограничивалась отправлением приходской должности. С 1883 по 1889 г. он состоит старшим членом Комитета по ревизии экономических отчётов духовных учебных заведений, Консистории и Попечительства Петербургской епархии; с 1887 по 1903 г. – членом Правления эмеритальной кассы духовенства Петербургской епархии (кассы для производства дополнительных пенсий (от лат. emereri, заслуживать) – Прим.ред.); с 1885 по 1887 г. – членом Совета Попечительства об увольняемых из Петербургской Духовной семинарии и училища учениках. Кроме того, отец Владимир принимает участие в издании масштабного и значимого труда – «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии».
В 1891 году протоиерей Владимир Гуляев утверждается Святейшим Синодом в должности члена Петербургской Духовной консистории – органа церковно-административного управления при епархиальном архиерее. Членами Консистории становились лучшие из служителей столичного духовенства, привлекаемые к разрешению епархиальных дел, требующих немалого рассуждения.
Одновременно со вступлением в должность настоятеля прихода, отец Владимир становится вторым (и последним) председателем «Общества вспомоществования приходским бедным при Крестовоздвиженской Ямской церкви». Под его председательством деятельность Общества расширяется и преумножается. В 1894 году Общество вспомоществования открывает детский приют и церковно-приходскую школу, в которых отец Владимир становится и заведующим, и законоучителем.
Но не только здесь отец Владимир остаётся верен своему преподавательскому призванию: в течение более чем двадцати лет он безвозмездно преподаёт Закон Божий в приюте Елизаветы и Марии, основанном в память о скончавшихся дочерях великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны (приют занимал верхний этаж приходского дома на углу Лиговской улицы и Павлоградского переулка).
10 декабря 1895 года сослуживцы, духовные дети и почитатели отца Владимира, по случаю 25-летия пребывания его в сане священника, преподнесли ему икону святого равноапостольного великого князя Владимира в серебряной ризе. В особом адресе они просили принять её как «малую дань благодарности» их за все труды отца Владимира – «примерного, доброго пастыря».
Как настоятель отец Владимир имел попечение о состоянии церковных зданий и домов причта. В 1888-1889 гг. он был председателем строительной комиссии по постройке церковного дома на углу Лиговской улицы и Павлоградского переулка, а в 1900, 1909, 1910 и 1914 гг. возглавлял строительные комиссии по капитальному ремонту церкви и церковных домов.
Отец Владимир принимает деятельное участие и в постройке общеепархиальных зданий. Так, с 1898 по 1900 г. он заведует комиссией по возведению Александро-Мариинского дома призрения заштатного и сиротствующего духовенства Петербургской епархии. В первое десятилетие его существования отец Владимир состоит председателем комитета по заведованию Домом призрения, а также его попечителем. Непосредственное участие принимает он и в возведении епархиального свечного завода.
С началом Первой мировой войны отец Владимир совершает богослужения в лазаретах для больных и раненых воинов на Николаевской ул. (ныне ул. Марата) в доме № 50, а позднее в домах №№ 66 и 71.
За свои усердные труды протоиерей Владимир был отмечен множеством наград. В 1910 году он был удостоен высочайшей иерархической награды – права ношения митры. К 50-летию со дня служения в священном сане 23 августа 1913 г. ему был пожалован орден святого равноапостольного великого князя Владимира 2-ой степени. Последним вручённым ему знаком отличия стала одна из высших наград Российской империи – орден святого благоверного князя Александра Невского. Нужно отметить, что во время царствования Государя Николая II столь высокой награды были удостоены всего двенадцать самых заслуженных протоиереев.
В марте 1917 года, на третий день после февральской революции, отца Владимира арестовывают прямо в алтаре церкви… 5 марта после литургии отец Владимир произнёс проповедь, в которой сказал: «Святая Четыредесятница есть время строгого воздержания во всём, а в это время в последние дни стали свершаться дела постыдные: убийства, грабежи, сжигание архивов, сжигание целых домов, разгром магазинов. Этими поступками выражалось недовольство недостатком хлеба и дороговизной. К толпе бунтующих присоединились и воины. Забыта была присяга на верноподданство Государю Императору». Только что он высказал это, в церкви поднялся крик: «довольно, замолчи, довольно старое правительство пососало нашей крови, обокрало нас». После литургии отец Владимир отслужил молебен, затем вынес крест на середину храма и прошёл в алтарь. В это время к нему явилась толпа из двадцати человек военных и гражданских лиц с требованием ехать с ними в Госдуму.
8 марта на отца Владимира было заведено следственное дело. Материалы его направили в Синод, а оттуда – в Петроградскую Духовную консисторию, которая по рассмотрении дела ходатайствовала об освобождении протоиерея Владимира Гуляева, по её характеристике, «глубокого старика, имеющего 76 лет от роду, пастыря ревностного, характера прямого, открытого, выступившего с откровенною речью».
Отец Владимир, истинный исповедник православный веры, скончался 29 сентября 1918 года, не прожив и года при власти большевиков. С какими чувствами оставлял он этот мир?.. Отец Владимир был похоронен на Волковском кладбище. Могила его сохранилась.
![]()
Могила протоиерея Владимира Гуляева на Волковском кладбище.
Драматично сложилась судьба единственной дочери отца Владимира Людмилы Гуляевой, бывшей замужем за капитаном Петроградского крепостного артиллерийского управления Николаем Заркевичем. В 1935 году их семья была выслана из Ленинграда в г. Челкар Актюбинской области (Казахстан), а в 1937 году муж Людмилы был расстрелян. Дальнейшая судьба Людмилы и её дочери неизвестна.
Новости
Был заслушан доклад одного из участников занятий и просмотрен фильм православного миссионера, члена Комиссии по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, при Епархиальном совете г. Москвы - Андрея Ивановича Солодкова "
Был заслушан доклад одного из участников занятий и просмотрен фильм православного миссионера, члена Комиссии по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, при Епархиальном совете г. Москвы - Андрея Ивановича Солодкова "Йога: Оздоровление или оккультная практика?"
Священник Крестовоздвиженского казачьего собора иерей Георгий Яковлев 1 сентября по благословению настоятеля собора принял участие в торжественной линейке, приуроченной к началу учебного года, в ГБОУ СОШ № 304 «Центр подготовки кадет для Следственного комитета РФ» Центрального района Санкт-Петербурга.
Любим Праздник Преображения Господня на Руси! Под светлые своды нашего собора сегодня собралось множество боголюбивых прихожан, было много детей и причастников. Ну и, конечно, особым отличием этого дня стал благочестивый обычай – освящение винограда и яблок. После Преображения эти плоды дозволено вкушать. Румяные яблоки в красивых корзинках, грозди винограда – всё это, помимо всего прочего, необыкновенно украсило праздник и прихожан, пришедших в храм. Дай нам Бог, принести Тебе, Господи, и плоды духовные! Фотоальбом Праздника Преображения здесь

