Летопись прихода

« Назад

Молебен мученику Вонифатию 28.12.2018 13:32

31 декабря в 23.00 в нашем приходе был отслужен молебен святому мученику Вонифатию. Именно этому святому испокон веков молились об избавлении от страшного недуга пьянства, а в наши же дни, будто по злой иронии, именно в день его памяти вся страна придаётся безудержному пьянству и другим страстям, отмечая т.н. новый год. 

Клир, казаки и прихожане в эту ночь соборно помолились мученику Вонифатию обо всех болящих, о своих близких и о нашем Отечестве.
 

IMG_4639

IMG_4711

IMG_4697

IMG_4675
Репортаж о прошлогоднем молебне

 

С Наступающим?

В одном из Псалмов святой пророк Давид, обращаясь к Богу, восклицает: “Благословиши венец лета благости Твоея” (Пс. 64, 12). “Венец лета” означает круг года. Эта глубокая мысль Псалма подчеркивает цикличность нашего времени, его спиралевидную направленность в будущее. Об этом постоянно свидетельствует Богослужение своим суточным, недельным и годовым кругом чинопоследований. Данное изречение Псалмопевца неоднократно используется в службе Новому лету и в молебне на Новый год. Таким образом, начиная новый виток времени, Святая Церковь рассматривает его как благость Божию и испрашивает у Господа новых милостей на последующий год.

213468.p

Новый год — это точка отсчета времени, освященного христианскими праздниками, памятями святых, а также молитвой к ним. И праздник Нового лета есть начало Православного Месяцеслова. Начало времени положил Сам Бог, пребывающий вне времени, когда Он сотворил сей видимый мир. С этого момента начался отсчет времени.

Византийская эра, принесенная к нам после Крещения Руси, вела отсчет от сотворения мира, а Новый год отмечался первого марта. Первым двунадесятым праздником тогда был праздник Благовещения, тропарь которого начинался словами: “Днесь спасения нашего главизна...” В конце XV века Новый год был перенесен на первое сентября. И поныне ежегодно в этот день в православных храмах творится служба Новому лету, возносятся молитвы, чтобы Господь ниспослал Свои милости и в наступающем году. В песнопениях службы на этот день говорится: “Христе Боже наш, Иже мудростию вся содеявый, и из не сущих во еже быти приведый, благослови венец лета, и грады наша сохраняй невредны, и верныя люди силою Твоею возвесели, победы дая на сопостаты, Богородицы ради даруя миру велию милость”. Испрашивая у Бога милости, верующие приносят Творцу свои подвиги и добродетели: “Начало Тебе лета людие Твои приносят, ангельскими песньми славословяще Тя, Спасе”. Возвращаясь к своим национальным истокам и вере отцов, мы должны возродить значение церковного Нового года.

Когда же заканчивался 1699 год, царь Петр I повелел перенести празднование Нового года на первое января. Так появился у нас гражданский Новый год, отмечаемый, как и в Европе, в январе. Но поскольку у нас был Юлианский календарь, а на Западе с 1582 года — Григорианский, то наш гражданский год “запаздывал”. “Догнали” мы Запад только после революции. В результате этого Православное Рождество Христово оказалось после праздника гражданского Нового года. Более того, сам гражданский Новый год пришелся на праздник святого мученика Вонифатия († 290).

В верующей среде появилось тогда такое понятие, как “старый Новый год”, когда вместо “советского” Нового года он праздновался тринадцать дней спустя. Понятие “старый-новый год” звучит примерно как “холодный–горячий” чай. Встает вопрос: каково должно быть отношение верующего человека к гражданскому Новому году? Ответ прост: как и ко всем остальным гражданским праздникам, которые к тому же не дублируются по старому стилю. Отношение к праздникам показывает существенную разницу между верующим человеком и неверующим. Верующий человек использует всякий повод, чтобы помолиться, а неверующий — чтобы побыть навеселе. Поэтому мы совершаем в канун Нового года молебен, подчеркивая важность молитвы в жизни христиан и всего общества.

Можно говорить о трех видах почитания святых. Первое — это тезоименитое почитание, когда мы празднуем память своих небесных покровителей. Мы чтим также святых, в дни памяти которых совершались знаменательные события нашей жизни. Наконец, мы обращаемся к святым, которые являются покровителями тех или иных видов нашей деятельности или имеют благодать от Бога помогать нам в определенных случаях и бедах. К святому мученику Вонифатию обращаются с просьбой избавить от порока пьянства. “Усердное празднование” Нового года в день его памяти является своего рода антипразднованием этого святого мученика. Таким образом, вместо того, чтобы молиться сему святому об избавлении от широко распространившегося в нашем обществе порока, мы подливаем масла в огонь.

Встречая Новый год, мы обращаемся назад и видим, что среди нас кого-то уже недостает — они отошли в блаженную вечность. В силу этого Новый год — это праздник, когда приходится задумываться о будущем, о себе, о своем предназначении, о бессмертии. Счастлив человек, если он пребывает теперь с Богом — ему легче совершить земной путь, и каждый Новый год приближает его к Вечности.

Архимандрит Макарий (Веретенников)

Мученик "нового года"


Мученик Вонифатий Тарсийский …

Мученик Вонифатий. Икона с сайта Православный календарь
Мученик Вонифатий. Икона с сайта Православный календарь
1 января (19 декабря по старому стилю). День памяти мученика Вонифатия (290 год по Р.Х.). По "иронии судьбы" - из-за разницы гражданского и церковного календаря - день памяти мученика Вонифатия - 1 января, когда многие наши соотечественники бурно и пьяно отмечают ставший столь популярным в советские времена Новый год. Именно в этот день начинается особенно строгая последняя неделя Рождественского поста и именно в этот день Церковь просит молитв святого, который был... пьяницей, и как ни пытался, не мог от пьянства избавиться.

История жизни этого святого очень трагична. Он был вольноотпущенником в Риме в доме богатой патрицианки Аглаиды. Будучи человеком дельным и умным он стал управляющим большого имения своей хозяйки. Как это часто бывало в то время, хозяйка влюбилась в своего красивого и верного управляющего и, привыкнув ни в чем себе не отказывать, сожительствовала с ним. При этом, хотя она и была христианкой, ей и в голову не приходило выйти за него замуж - это означало потерю сословия. А Вонифатий любил ее по-настоящему и мучился от этого, потом стал пить и уже не мог управлять имением как прежде.

Аглаида стала презирать своего бывшего возлюбленного, но не выгнала его из дома из чувства вины и из жалости. И в какой-то момент Вонифатий услышал, что она очень хочет иметь у себя дома святыню - мощи христианского мученика. Он попросил Аглаиду дать ему слуг, захватил денег и обещал выкупить тело казненного христианина. Она уже не верила в его деловые способности, но дала Вонифатию возможность попытаться - из жалости. На прощание Вонифатий сказал ей: "У тебя будут мощи мученика".

Через несколько дней слуги Аглаиды с великими почестями привезли ей тело христианина, замученного за веру. С трепетом и покаянием в казненном герое Аглаида узнала своего всеми презираемого возлюбленного, добровольно пошедшего на муки за Христа. И она сразу поняла и всю глубину своего нечувствия, и всю силу его любви к Богу и к ней, и все его величие. Эта смерть перевернула и жизнь Аглаиды, навсегда сохранившей любовь и верность Вонифатию.

...Встреча человека и Бога - это всегда тайна, и мы можем увидеть лишь ее результат, можем увидеть, как буквально за несколько минут навсегда изменилось сердце, бывшего блудника и пьяницы, когда он бесстрашно исповедал Христа своим Богом, присоединившись к христианам. Что увидел Вонифатий в их страданиях? Люди пьют потому, что не видят цели и смысла жизни, а блудят, когда не умеют любить. Вонифатий увидел эту Цель и Абсолютную Любовь в иной жизни, куда с радостью и молитвой на устах уходили христиане. И вот уже почти два тысячелетия люди обращаются за помощью к святому Вонифатию и получают ее. Он молится Богу за людей, страдающих недугом пьянства, потому что не понаслышке знает, что это такое. А еще христиане почитают его за то, что он показал каждому из нас, что самый жалкий и всеми презираемый пьяный бомж, рискующий в очередную новогоднюю ночь умереть на улице, может оказаться лучше и впереди нас в Царстве Небесном...

Материал опубликован в 1 (33)-м номере "Фомы" 2006 г.

 

Православный календарь

Новости

01.05.2025
Ярким событием культурной жизни Санкт-Петербурга является традиционный Благотворительный праздник «Казачий собор», который пройдёт в воскресение 8 июня 2025 года, в день Святой Троицы, в 14.00, в ограде Крестовоздвиженского казачьего собора на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге. Пресс-релиз XVIII Благотворительного праздника «Казачий собор» и Межрегионального Фестиваля казачьей песни «Играй, Отецкая станица», 8 июня 2025 года, г. Санкт-Петербург читайте далее
26.04.2025

Пасха — кульминация не только Великого поста, но и всего церковного года. Поэтому так значимо это событие в жизни всех чад Святой Православной Церкви. Богослужение Пасхи любят и ждут и, не смыкая глаз, ночью, встречают Воскресшего Спасителя. Публикуем видео фоторепортаж Праздничного ночного пасхального богослужения в приходе Крестовоздвиженского казачьего собора! Христос Воскресе!

13.04.2025
12 апреля в различных регионах Российской Федерации, состоялись траурные мероприятия посвящённые скорбной Дате начала геноцида Терских казаков. В Санкт-Петербурге, в Крестовоздвиженском казачьем соборе, по инициативе Терских казаков проживающих в городе на Неве и с благословения настоятеля протоиерея отца Владимира, также, состоялась панихида, приуроченная ко Дню памяти невинно убиенных терских казаков.
12.04.2025
12 апреля Крестовоздвиженский казачий собор посетил Заместитель министра культуры РФ Владимир Геннадьевич Осинцев. Высоких гостей встретил настоятель собора протоиерей Владимир Сергиенко. Обсуждались текущие рабочие вопросы по реставрации архитектурного ансамбля собора. Помоги Господь!
29.03.2025
В соответствие с Приказом №28 атамана ТВКО от 23.03.2025 г., Решением Правления посольской станицы Терского казачьего войска в Санкт-Петербурге СКО «СТАНИЦА ГРЕБЕНСКАЯ» и по благословению настоятеля Казачьего Крестовоздвиженского собора протоиерея отца Владимира - поминальные мероприятия приуроченные к Дате начала Геноцида Терских Казаков, назначены на 12 апреля. Поминальная служба в Казачьем Крестовоздвиженском соборе Санкт-Петербурга начнётся в 13.00 ч. Приглашаем наших братьев казаков и сестёр казачек на совместную поминальную службу.