Летопись прихода
« Назад31 декабря в 23.00 в нашем приходе был отслужен молебен святому мученику Вонифатию. Именно этому святому испокон веков молились об избавлении от страшного недуга пьянства, а в наши же дни, будто по злой иронии, именно в день его памяти вся страна придаётся безудержному пьянству и другим страстям, отмечая т.н. новый год.
Клир, казаки и прихожане в эту ночь соборно помолились мученику Вонифатию обо всех болящих, о своих близких и о нашем Отечестве.
Репортаж о прошлогоднем молебне
С Наступающим?
В одном из Псалмов святой пророк Давид, обращаясь к Богу, восклицает: “Благословиши венец лета благости Твоея” (Пс. 64, 12). “Венец лета” означает круг года. Эта глубокая мысль Псалма подчеркивает цикличность нашего времени, его спиралевидную направленность в будущее. Об этом постоянно свидетельствует Богослужение своим суточным, недельным и годовым кругом чинопоследований. Данное изречение Псалмопевца неоднократно используется в службе Новому лету и в молебне на Новый год. Таким образом, начиная новый виток времени, Святая Церковь рассматривает его как благость Божию и испрашивает у Господа новых милостей на последующий год.
Новый год — это точка отсчета времени, освященного христианскими праздниками, памятями святых, а также молитвой к ним. И праздник Нового лета есть начало Православного Месяцеслова. Начало времени положил Сам Бог, пребывающий вне времени, когда Он сотворил сей видимый мир. С этого момента начался отсчет времени.
Византийская эра, принесенная к нам после Крещения Руси, вела отсчет от сотворения мира, а Новый год отмечался первого марта. Первым двунадесятым праздником тогда был праздник Благовещения, тропарь которого начинался словами: “Днесь спасения нашего главизна...” В конце XV века Новый год был перенесен на первое сентября. И поныне ежегодно в этот день в православных храмах творится служба Новому лету, возносятся молитвы, чтобы Господь ниспослал Свои милости и в наступающем году. В песнопениях службы на этот день говорится: “Христе Боже наш, Иже мудростию вся содеявый, и из не сущих во еже быти приведый, благослови венец лета, и грады наша сохраняй невредны, и верныя люди силою Твоею возвесели, победы дая на сопостаты, Богородицы ради даруя миру велию милость”. Испрашивая у Бога милости, верующие приносят Творцу свои подвиги и добродетели: “Начало Тебе лета людие Твои приносят, ангельскими песньми славословяще Тя, Спасе”. Возвращаясь к своим национальным истокам и вере отцов, мы должны возродить значение церковного Нового года.
Когда же заканчивался 1699 год, царь Петр I повелел перенести празднование Нового года на первое января. Так появился у нас гражданский Новый год, отмечаемый, как и в Европе, в январе. Но поскольку у нас был Юлианский календарь, а на Западе с 1582 года — Григорианский, то наш гражданский год “запаздывал”. “Догнали” мы Запад только после революции. В результате этого Православное Рождество Христово оказалось после праздника гражданского Нового года. Более того, сам гражданский Новый год пришелся на праздник святого мученика Вонифатия († 290).
В верующей среде появилось тогда такое понятие, как “старый Новый год”, когда вместо “советского” Нового года он праздновался тринадцать дней спустя. Понятие “старый-новый год” звучит примерно как “холодный–горячий” чай. Встает вопрос: каково должно быть отношение верующего человека к гражданскому Новому году? Ответ прост: как и ко всем остальным гражданским праздникам, которые к тому же не дублируются по старому стилю. Отношение к праздникам показывает существенную разницу между верующим человеком и неверующим. Верующий человек использует всякий повод, чтобы помолиться, а неверующий — чтобы побыть навеселе. Поэтому мы совершаем в канун Нового года молебен, подчеркивая важность молитвы в жизни христиан и всего общества.
Можно говорить о трех видах почитания святых. Первое — это тезоименитое почитание, когда мы празднуем память своих небесных покровителей. Мы чтим также святых, в дни памяти которых совершались знаменательные события нашей жизни. Наконец, мы обращаемся к святым, которые являются покровителями тех или иных видов нашей деятельности или имеют благодать от Бога помогать нам в определенных случаях и бедах. К святому мученику Вонифатию обращаются с просьбой избавить от порока пьянства. “Усердное празднование” Нового года в день его памяти является своего рода антипразднованием этого святого мученика. Таким образом, вместо того, чтобы молиться сему святому об избавлении от широко распространившегося в нашем обществе порока, мы подливаем масла в огонь.
Встречая Новый год, мы обращаемся назад и видим, что среди нас кого-то уже недостает — они отошли в блаженную вечность. В силу этого Новый год — это праздник, когда приходится задумываться о будущем, о себе, о своем предназначении, о бессмертии. Счастлив человек, если он пребывает теперь с Богом — ему легче совершить земной путь, и каждый Новый год приближает его к Вечности.
Архимандрит Макарий (Веретенников)
Мученик "нового года"
Мученик Вонифатий Тарсийский …
Мученик Вонифатий. Икона с сайта Православный календарь |
История жизни этого святого очень трагична. Он был вольноотпущенником в Риме в доме богатой патрицианки Аглаиды. Будучи человеком дельным и умным он стал управляющим большого имения своей хозяйки. Как это часто бывало в то время, хозяйка влюбилась в своего красивого и верного управляющего и, привыкнув ни в чем себе не отказывать, сожительствовала с ним. При этом, хотя она и была христианкой, ей и в голову не приходило выйти за него замуж - это означало потерю сословия. А Вонифатий любил ее по-настоящему и мучился от этого, потом стал пить и уже не мог управлять имением как прежде.
Аглаида стала презирать своего бывшего возлюбленного, но не выгнала его из дома из чувства вины и из жалости. И в какой-то момент Вонифатий услышал, что она очень хочет иметь у себя дома святыню - мощи христианского мученика. Он попросил Аглаиду дать ему слуг, захватил денег и обещал выкупить тело казненного христианина. Она уже не верила в его деловые способности, но дала Вонифатию возможность попытаться - из жалости. На прощание Вонифатий сказал ей: "У тебя будут мощи мученика".
Через несколько дней слуги Аглаиды с великими почестями привезли ей тело христианина, замученного за веру. С трепетом и покаянием в казненном герое Аглаида узнала своего всеми презираемого возлюбленного, добровольно пошедшего на муки за Христа. И она сразу поняла и всю глубину своего нечувствия, и всю силу его любви к Богу и к ней, и все его величие. Эта смерть перевернула и жизнь Аглаиды, навсегда сохранившей любовь и верность Вонифатию.
...Встреча человека и Бога - это всегда тайна, и мы можем увидеть лишь ее результат, можем увидеть, как буквально за несколько минут навсегда изменилось сердце, бывшего блудника и пьяницы, когда он бесстрашно исповедал Христа своим Богом, присоединившись к христианам. Что увидел Вонифатий в их страданиях? Люди пьют потому, что не видят цели и смысла жизни, а блудят, когда не умеют любить. Вонифатий увидел эту Цель и Абсолютную Любовь в иной жизни, куда с радостью и молитвой на устах уходили христиане. И вот уже почти два тысячелетия люди обращаются за помощью к святому Вонифатию и получают ее. Он молится Богу за людей, страдающих недугом пьянства, потому что не понаслышке знает, что это такое. А еще христиане почитают его за то, что он показал каждому из нас, что самый жалкий и всеми презираемый пьяный бомж, рискующий в очередную новогоднюю ночь умереть на улице, может оказаться лучше и впереди нас в Царстве Небесном...
Материал опубликован в 1 (33)-м номере "Фомы" 2006 г.