Летопись прихода
« НазадСретение Господне входит в цикл праздников, объединенных общей темой Боговоплощения. Первый из них - Благовещение Пресвятой Богородицы, 25 марта по церковному календарю. Мы воспринимаем этот праздник как прежде всего Богородичный, однако после слов Марии: «Да будет мне по слову твоему» - происходит то, что имеет самое прямое отношение к нашему Спасителю: Святой Дух нисходит на Пресвятую и Сын Божий становится Сыном Девы.
Через девять месяцев, 25 декабря, празднуется рождение Спасителя. Праздник Рождества Христова литургически неотделим от Богоявления (Просвещения, Крещения), но если следовать хронологии евангельских событий, то далее следует Обрезание Господне (1 января - на восьмой день после Рождества).
Наконец, на сороковой день от Рождества Христова, 2 февраля, мы молитвенно вспоминаем встречу Младенца Христа со старцем Симеоном. Праздник длится семь дней, его отдание - 9 февраля, а тут уже меньше полутора месяцев до 24 марта - предпразднества Благовещения.
Сретение входит в число двунадесятых праздников. Как мы знаем, все двунадесятые праздники делятся на Господские (например, Рождество, Богоявление, Вознесение) и Богородичные (Рождество Богородицы, Введение, Успение и др.). К какой из этих двух разновидностей отнести Сретение Господне? Само евангельское событие, да во многом и богослужебные песнопения говорят о том, что этот праздник - Господский.
В последовании Сретения есть моменты, которые позволяют сблизить этот праздник с двунадесятыми Господскими праздниками. Это, во-первых, наличие входного стиха на литургии: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою». Такого нет даже на Успение, но это нормально для двунадесятых Господских праздников.
Во-вторых, это особый отпуст. Относительно Богородичных праздников в Служебнике находим специальную ремарку, обращенную к священникам: «Ведомо же будет тебе о сем, иерею: егда отпуст глаголеши дневный, или на праздник Богородицы, да не имаши глаголати в нем: Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, честнаго и славнаго Ея Рождества, или Успения, или Введения <...> понеже не Рождество Богородицы, ниже Введение, или Успение Ея подвизаем к Богу на молитву, но саму Пресвятую Богородицу <...>». Если Сретение - всецело Богородичный праздник, то, естественно, сказанное относилось бы и к нему. В самом деле, мы не говорим: молитвами честнаго и славнаго Ея Сретения, но произносим отпуст, обычный по своему содержанию и структуре для Господских праздников: Иже во объятиих праведнаго Симеона носитися изволивый, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец.
Главнейшие песнопения праздника - тропарь и кондак - также не дают однозначного ответа на вопрос о характере праздника. Тропарь (это прежде всего песнопение вечерни) обращен к Богородице (и к праведному Симеону!), кондак (на утрене после 6-й песни канона) - к Спасителю.
Если же перейти от уставного богослужения к паралитургической поэзии, то ту же двойственность природы сегодняшнего праздника мы видим и в церковнославянском акафисте в честь Сретения: часть хайретизмов (начинающихся, впрочем, не с обычного радуйся, а с гряди) обращена к Спасителю, часть - к Богородице (причем в разных икосах - в разной пропорции), рефрен икосов - к Богородице (Гряди, Пречистая, Господь с Тобою и Тобою с нами), рефрен кондаков (Аллилуиа) - к Спасителю, за строфами акафиста следуют две молитвы: первая - Спасителю, вторая - Богородице.
Все это относит удивительный Праздник Сретения и к Господским, и к Богородичным. Величая Христа, прославляем мы Его Пречистую Матерь, принесшую Его в храм Господень и услышавшую в тот день слова предсказания из уст Симеона о небывалой скорби, предстоящей Ей. Пресвятая Богородица, спаси нас! Господи, помилуй нас грешных!
Написано по материалам газеты "Татьянин день"
СРЕТЕНИЕ — ПРАЗДНИК ЗРЕЛОСТИ
Странно, почему Праздник Сретения стал днём православной молодёжи. Ведь человечество встречается в нём со Христом в лице старца Симеона и все богослужебные песнопения исполнены ощущением покоя и предчувствием вечности. Наоборот, Сретение — это праздник старости, опытности и зрелости. В нашем храме даже есть свой "старец Симеон" - 91-летний алтарник Юрий Александрович, почтивший своим служением сегодняшний праздник.
А вот праздником молодёжи мог бы быть, например, Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, предуготованной на служение делу спасения рода человеческого... Ведь и православная молодёжь готовится служить Богу, Церкви и ближним...
Фоторепортаж с богослужения Праздника Сретения Господня
14 и 15 февраля 2020 года