Летопись прихода
« Назад
Многие из нас уже давно ведут церковную жизнь, регулярно посещают храм, исповедуются, причащаются; знают церковные правила – писаные и неписаные, и очень охотно этим правилам учат других, зачастую против их желания. Но достигнув такого церковного «профессионализма», мы часто забываем очень важные вещи.
Чувство благоговения… Давайте вспомним, как мы заходили в храм и какие чувства у нас были, когда мы только начинали посещать церковь, когда мы ещё не были воцерковлёнными. Мы обдумывали каждое наше действие, причём, не только потому, что боялись получить выговор, а потому что испытывали благоговение.
Что же стало теперь со многими из нас? Мы, как и прежде, трижды кланяемся храму перед тем, как в него зайти, кладём поклон внутри храма, а дальше… дальше чувствуем себя очень уверенно, а точнее неблагоговейно. Идёт богослужение. Нам захотелось – пошли к иконе прикладываться, которая в другом конце храма, отвлекли этим молящихся. В этом – не только неблагоговение, но и элементарный эгоизм. Поэтому хождение по храму во время службы является грехом, который, кстати, всегда называется на общей исповеди. Но мы, особенно старожилы храма, почему-то про это забываем. Забываем, что храм – это дом Божий, и делаем то, что вздумается.
А ведь именно с нас должны брать пример те, кто только начинает церковную жизнь. Чему они от нас научатся? Разговорам и гулянию по храму. Это неправильно. Это у иудеев считается, что если ты близок Богу, то можешь вести себя в синагоге очень свободно. Но мы – не иудеи, и в православном храме главное благоговение, страх Божий и забота о том, чтобы не помешать молитве других. Поэтому ходить во время службы по храму разрешается только священнослужителям и церковнослужителям.
Можем ли мы представить какого-либо святого, который расхаживает по храму, разговаривает со встретившимися знакомыми? Нет… Но ведь для нас именно святые должны быть примером. Давайте вспоминать об этом каждый раз, когда появится желание достигнуть дальней иконы во время скучной для нас части богослужения.
Входя в храм, все житейские попечения мы должны оставлять за его порогом. Здесь всё другое, не мирское, а значит и мысли должны быть о небесном. Нужно возлюбить ближних своих, а в храме это значит – стараться не мешать им молиться своими разговорами и хождениями.
Уходя из храма, чтобы не лишиться благодатного настроения, которого мы по милости Божией удостоились, Церковь заповедует нам расходиться в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, и молиться, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой дом, участвовать в соборной молитве и св. Таинствах.
Вот некоторые правила поведения за богослужением:
+ Чтобы приложиться к иконам и поставить свечи, нужно приходить в храм заранее и, когда чтец начнёт читать часы, уже не ходить, а молиться соборно. Выберите себе удобное место и не сходите с него. Если надо исповедаться, причаститься или помазаться, встаньте в соответствующую очередь, а после сего – вернитесь на прежнее место и стойте до самого отпуста.
+ Уходить с богослужения без крайней необходимости или из-за неотложных обстоятельств – грех перед Богом. Особенно старайся не выходить из храма во время Литургии, по крайней мере, до пения «Отче наш...».
Богослужение – это пир у Господа. Представьте, будет ли приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?
+ Если опоздали – не протискивайтесь к своему месту, а встаньте, где получится.
+ Не передавайте свечи и не ходите от иконы к иконе. Вы думаете, что вас никто не замечает, а на самом деле, вы отвлекаете многих… Опоздали – дождитесь конца службы, и тогда приложитесь. Вы же согрешили опозданием, вот и задержитесь в храме после службы.
+ Не разговаривайте на службе; помните, что за разговоры в храме посылаются скорби.
+ Старайтесь не приветствовать никого. Если увидели знакомого, кивните ему и довольно. А рукопожатия и целования отвлекают других от молитвы.
+ Стоя на службе, не подпевайте хору, кроме тех песнопений, которые, по традиции, поёт весь храм. Подумайте, что рядом с вами может стоять человек, который хочет слушать хор, а не ваше пение, даже если у вас есть слух и вы знаете песнопения. У вас, как говорят, душа поёт, но у рядом стоящего от вашего пения может возникнуть искушение, и он не сможет из-за этого молиться. Именно поэтому славословить вслух разрешается только священнослужителям, певцам и чтецам, а остальные должны делать это молча.
+ Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребёнка нужно постараться успокоить, если это не удаётся, следует выйти с ребёнком из храма.
+ Когда бывает непонятно, что поёт хор или читает чтец, нужно творить Иисусову молитву.
+ Иногда приходится видеть, как некоторые прихожане во время богослужения читают какие-то посторонние молитвы, например, каноны или последование ко святому Причащению. Это совершенно недопустимо и опасно. Св. отцы говорили, что ничего не может быть важнее соборной, а тем более Литургийной молитвы, а посему подобные наши самоделания чреваты повреждением ума. Правило ко Причащению читается заранее, и если нет возможности прочитать его целиком накануне, то можно начать готовиться раньше, читая, например, по канону в день.
+ Исповедь перед Причастием тоже должна быть подготовленной, чтобы не отнимать лишнее время у священника и не задерживать других своими пространными и сумбурными рассказами, включающими ненужные подробности и оставляющими без внимания суть греха.
+ Исповедоваться нужно во время Всенощного бдения. А пропускать Литургию, стоя на Исповеди и отрывая при этом священника от его святого служения в алтаре, недопустимо. Поэтому тот, кто собирается причаститься, обязательно должен быть накануне на Всенощном бдении, а если это не получается, то следует отложить Причащение. Исключение делается в этом случае только для больных и немощных.
+ Перед причащением мирян на некоторое время закрываются Царские врата, и перед ними ставится горящая свеча. В алтаре в это время происходит важное и страшное действие: причащаются священники и готовятся причащать мирян. Свеча напоминает нам о внимании и благоговении, с которым нужно стоять в это время. А у нас – наоборот – храм становится подобен встревоженному улью, начинается шум и движение. Но ведь служба не кончилась… Поэтому нужно, оставаясь на своём месте, слушать молитвы или поучения, которые обычно читаются в этот момент, или творить Иисусову молитву.
+ Несколько слов об одежде… Часто приходится, к сожалению, видеть в храме людей, стоящих за воскресным праздничным богослужением в неопрятной, повседневной одежде. Храм – это не только дом молитвы, но и место особого присутствия Божия, а Воскресение – это малая Пасха; и подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Поэтому одежда в храме не должна быть броской, но и, приходя на праздник, не следует одевать то, в чём мы работаем или гуляем. Праздник есть праздник, и одеваться нужно соответственно.
Олег Мухин, газета «Пантелеимоновский
благовест» № 7 (185), июнь 2014 г.
Новости
Выдача Крещенской воды: 18 января (СУББОТА) – с 12.00 до 21.00
19 января (ВОСКРЕСЕНЬЕ) – с 13.00 до 21.00
ВСЕ СЛУЖБЫ И ВОДА В СОБОРЕ!
Братья и сестры! Начало Всенощного бдения на праздник РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 6 января в 21.00 (собор), Литургии в 0.00. Утром 7 января будет ещё одна Божественная Литургия: в 9.00 (Тихвинская церковь). Исповедь будет проходить во время богослужения сочельника 6 января с 9.00.
Обязательная регистрация: телефон/ whatsapp 8.981-137-46-93 Духовно-просветительский центр расположен по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр-т, д. 124