Летопись прихода
« Назад
Крестовоздвиженский приход – единственный в Санкт-Петербурге, который носит название казачий. С 1990 года именно силами казаков землячества «Невская станица» начала восстанавливаться из руин церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. С тех пор, большое казачье братство и их семьи составляют основу всего прихода. Они, как живой щит, стоят на защите России, православия и великих традиций. Дмитрий Владимирович Симакин – родовой казак в тринадцатом поколении, некогда атаман «Невской станицы» – в этом интервью рассказал нам о том, с чего начался его путь, о духовных метаниях и о ценностях, которые он передаёт своим внукам.
Дмитрий Владимирович, где Вы родились, где Ваши корни?
Несколько поколений моих предков проживали в станице Змейской Терского казачьего войска, названной так по названию речки Змейки, впадающей неподалёку в Терек.
Я из семьи военнослужащего, отец был офицером. Воспитывался у бабушки в станице и знаю историю рода по её рассказам. Казаки некоторых наших родовых ветвей служили ещё до Ивана III.
А где служили Вы?
Окончив во Владикавказе зенитно-ракетное училище, служил в Карпатах на Западной Украине. После пяти лет службы поступил в Академию противовоздушной обороны на зенитно-ракетный факультет в Харькове. Потом по распределению поехал в донецкий полк.
Пока учился в Академии, занялся наукой, так как хотелось стать настоящим инженером. После двухлетней службы в Донецке ещё три года занимался наукой, а после защиты кандидатской диссертации меня направили в город на Неве. Сейчас я подполковник запаса зенитно-ракетных войск.
Как же Вы в Петербурге встретили казаков?
В Петербурге казачьи войска были всегда. Здесь находилось несколько казачьих частей, они были самыми лучшими. Первая донская станица на берегах Невы, названная «Санкт-Петербургское Общество Взаимопомощи Донских Казаков», была основана в 1899 году и имела ещё название – «Невская станица». В неё входили выдающиеся личности своего времени: атаман Войска Донского, писатель Пётр Николаевич Краснов, уроженец области Войска Донского писатель и драматург Антон Павлович Чехов, профессор Военно-медицинской академии, почётный лейб-медик Лев Васильевич Попов, писатель и публицист Иван Александрович Родионов, супруга великого русского учёного Анна Ивановна Менделеева и многие другие.
В 1990 году я увидел в газете объявление, что собирается казачье землячество и включился в его работу. Я занимался военными вопросами, отвечал за взаимодействие с армией, с пограничниками, с милицией.
Вёл работу по возвращению прежних названий улиц города. Были возвращены исторические названия Атаманской улице и Атаманскому мосту (после революции они назывались улицей и мостом Красного Электрика), Казачьему мосту, Казачьим переулкам. Но, например, улицу Бехтерева так и не удалось переименовать обратно в Казачью.
В тот год казаки познакомились и с Крестовоздвиженским собором. Владыка Иоанн передал нам на восстановление комплекс храмов. На них даже не было крестов. Тихвинская церковь была двухэтажная, там были расположены мастерские радиотехникума. Началась большая работа по восстановлению.
Как возрождалось казачество?
В 1990-м году по всей России началось возрождение казачества. На мой взгляд, это произошло не без помощи властей, начиналось достаточно смутное время и то, что было невозможно предотвратить, власть решила возглавить.
Я как раз в то лето был во Владикавказе, и брат предложил записаться в возрождаемое Терское казачье войско. Там я получил удостоверение казака из рук первого атамана возрождённого Терского войска героя Советского союза Василия Коняхина.
В Петербурге происходило то же самое. Приехав сюда, я вступил в землячество «Невская станица». Меня избрали походным Атаманом. Несколько лет был заместителем Атамана по военным делам.
Поначалу были грандиозные планы, и мы хотели часть государственных дел взять в свои руки. Образовалась новая граница с Прибалтикой, которую никто не охранял. Процветал бандитизм. Мы обратились к пограничному округу с предложением помочь, и нас послали на границу «в качестве эксперимента». Пограничники кое-как справлялись, а у нас к тому времени было уже две конюшни. Так вывезли лошадей на границу и патрулировали её. Все нарушения тут же прекратились, пограничники были в восторге. Прибегал народ, интересовался: «Что за люди усатые с шашками?», а пограничники отвечали: «Казаков прислали, им закон не писан». Все боялись.
Почему у Вас возник интерес к казачеству?
Прежде всего, это память, каждому рассказывали бабушки. Вот меня, например, бабушки всё время попрекали, если что-то плохо сделаю, кричали – «турок ты, а не казак». А если сделал что-то полезное, то обязательно похвалят и скажут «казачок». С детства знал, что казак это хорошо, а если не казак – значит турок. Так и сейчас воспитываем своих детей и внуков.
Отличалось ли казачество прежнее и современное?
Конечно! В царские времена казачья служба была естественной, её устои складывались веками. Государство наше таким огромным стало во многом благодаря казакам. Это было самое боеготовное в мире войско, которое государству почти ничего не стоило. Ни у кого в мире не было такого народа, который мог добровольно пойти на смерть.
Поначалу, в 1990-м году мы думали, что всё возродится в неизменном виде. Казалось, что это возможно. Но с другой стороны, мы бы уже не потянули тот образ жизни, службу. Самые обычные казаки, крепкие по духу, и при советской власти стали профессорами, академиками. У меня была строительная фирма, в которой я был директором. И уже тогда переселиться куда-то без семьи и служить были не все готовы.
Как Вы пришли к вере?
Помню, пришёл как-то домой со школы и сказал отцу, что Бога нет. А он подскочил и дал мне затрещину, сам испугался от этого. Отругал меня. И этот момент у меня очень хорошо запечатлелся в памяти. Я знал, что мой отец даже генерала не боится. Понял, что если уж мой отец так боится Бога, то его просто не может не быть. Всерьёз я пришел в храм уже здесь, в Крестовоздвиженском приходе.
Какие ваши обязанности в Невской станице сейчас?
Я председатель совета старейшин. По казачьим обычаям, мы орган, который должен следить за молодыми казаками. Мы – хранители обычаев, традиций. Всегда собираемся обсуждаем между собой насущные вопросы. На всех собраниях присутствует священник, который благословляет нас на всякое дело. Также мы на любое решение молодых казаков можем наложить вето. К нам приходят за советом. Ещё обеспечиваем порядок и благочестие в храме.
Видите ли Вы развитие казачества в дальнейшем?
Сейчас самое главное – это сохранение традиций. Мы, в основном, держимся вокруг Церкви и иногда обеспечиваем порядок на больших городских мероприятиях, например, на крестных ходах. Сейчас у меня подрастают два внука, и я воспитываю их в духе казачества. В семь лет внуку передалась шашка, которую я когда-то вручил своему сыну. Учим конной подготовке. Ездим в станицу на каникулы, ходим на охоту. Воспитываем так, чтобы не было стыдно перед дедами. Мы передаём память о том, что они потомки казаков, которые в большей степени эту страну создали.
Что менялось в приходе на протяжении почти тридцати лет?
В 90-е годы воцерковлённых людей были единицы. Многие не имели элементарных представлений о вере. Отец Владимир был нашим духовным отцом изначально. И с самого начала им было задано единственно верное направление. Бытовало мнение, что все равны и казаки, исповедовавшие православие, и буддисты ставились в один ряд. Но если говорить о казаках, то они, конечно, всегда только православные. Не может быть в одном народе противоположных вероисповеданий. А мы хотели, чтобы было больше людей, хотели объединить как можно больше казаков, ведь всё-таки это военная организация. Но отец Владимир твёрдо это ограничивал. Главное – это единая вера. Атаманы атаманами, а против воли духовного отца не пойдёшь. Приход идёт всегда в одном направлении. Сколько бы мы не ошибались, возвращались всегда сюда, потому что правда здесь.
Что пожелаете казачьему приходу?
Трудно сказать, но большинство храмов, которые я знаю, нашему приходу могут только позавидовать. Мы как-то пытались уйти от нашего батюшки, искали добренького, который бы всё разрешал. Нашли, как мы и мечтали (смеётся). Помню, у нашего отца Владимира мне не удалось получить благословение на Причастие даже с третьего раза. А в новом храме никто ни о чём не спрашивал. Но вот прихожу я туда на исповедь, а батюшка даже не слушает, и осталось чувство, будто грехи не отпущены... Ну и пришлось возвращаться обратно, потому что я так бы и ходил со своими грехами.
А желаю я того, чтобы не было хуже, чем было. Казакам желаю, чтобы помнили наш опыт. Не уходили. Потому что здесь у нас всё по-настоящему. У нас могут быть разные идеи по возрождению казачества, но вера будет та же, в вере мы едины и неделимы.
Беседовала Анастасия Тихомирова
Фото из архива Симакина Д.В.
Новости
Выдача Крещенской воды: 18 января (СУББОТА) – с 12.00 до 21.00
19 января (ВОСКРЕСЕНЬЕ) – с 13.00 до 21.00
ВСЕ СЛУЖБЫ И ВОДА В СОБОРЕ!
Братья и сестры! Начало Всенощного бдения на праздник РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 6 января в 21.00 (собор), Литургии в 0.00. Утром 7 января будет ещё одна Божественная Литургия: в 9.00 (Тихвинская церковь). Исповедь будет проходить во время богослужения сочельника 6 января с 9.00.
Обязательная регистрация: телефон/ whatsapp 8.981-137-46-93 Духовно-просветительский центр расположен по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр-т, д. 124