Публикации
« Назад«Часто приходится слышать разговоры по -поводу того, являются ли казаки народом или это бывшее служилое сословие. Читая справочник Семенова-Тян-Шанского, я обратил внимание что, например, в станице Кумылженской проживало пять тысяч душ обоего пола, из них служивого сословия – пятьсот человек. Сословие упоминается единственный раз. Это были те казаки, которые в настоящее время служили в армии. Другой аргумент, который я могу привести: дворяне, купцы и крестьяне были рассыпаны по всей России, но только казаки имели компактные места проживания.
Казачьих войск было одиннадцать. Интересным был тот факт, что казаки не были регулярным войском, это было иррегулярное войско. Что это значит? Была кавалерия, артиллерия, пехота, морской флот – это были регулярные войска. Они относились к казачьим войскам как к чему-то вроде добровольцев. Но умение, мастерство, которым владели казаки, было гораздо выше, чем у всех остальных видов и родов войск. В данном случае речь идет только о кавалерии и артиллерии, потому что других видов вооружения казаки не имели.
Казаки, наряду с гусарами и драгунами, были легкой кавалерией. У казаков в Санкт-Петербурге был организован отдельный штаб под названием «Штаб иррегулярных войск». Там служил отец П.Н. Краснова – генерал и один из активнейших работников этого штаба.
Все казачьи войска, существовавшие в Российской Империи, имели старшинство – время, с которого они признаны были как войска. Самое старое войско – Донское – было утверждено указом Иоанна Грозного, после того как казаки помогли ему взять Казань. С тех пор казаки верно служили русским Государям и были готовы первыми пойти на врагов Российского Отечества.
Старшинство Донского казачьего войска идет с 1570 года. Войсковой праздник 17 (30 по н.с.) октября, день памяти пророка Осии. Войсковые Круги в Донском войске собирались 4 раза в год.
Следующее по старшинству – Терское казачье войско, находящееся на реке Терек, ведет свое старшинство с 1577 года. Войсковой праздник - 7 сентября, день святого апостола Варфоломея. Известно, что св. апостол Варфоломей является еще и покровителем всех гвардейских войск Российской Империи.
Следует отметить, что войска в данном значении являлись не армейским соединением, а суверенным казачьим государством, со своим самоуправлением, со своим народом, обычаями, в том числе со своим языком, но являющимся неотъемлемой составной частью России.
Далее продолжим перечисление в порядке старшинства всех казачьих войск.
Кубанское войско (старшинство с 1696 г.), Астраханское войско (1 сентября), Уральское войско (старшинство с 1591 г., войсковой праздник - 21 ноября, день памяти Архистратига Михаила), Оренбургское войско (6 мая – день памяти св. Георгия Победоносца), Сибирское войско (19 декабря, день памяти св. Николая Чудотворца), Семиреченское войско (св. великом. Георгий Победоносец), Забайкальское, Амурское, Уссурийское (войсковой праздник 17 (30) марта – день памяти святого Алексия, человека Божия). Всего 11 войск.
У подножия памятника государю Императору Николаю II, который находится напротив храма Тихвинской иконы Божией Матери, помещены 12 капсул с землей с территорий всех казачьих войск, включая землю с территории вольного Запорожского войска, которое было ликвидировано в 1775 году и в этот список не попало.
Вся земля была поделена между станицами – государственными единицами и хуторами. Землей владело станичное правление, распределение земли было очень интересным. На каждого мальчика в семье давали надел земли, который сохранялся за ним до конца жизни, даже когда казак был уже в возрасте. Так происходило потому, что он был воин, был обязан служить в государстве, обязан защищать свое Отечество, свою семью и православный образ жизни. За это они воевали.
Стоит отметить тот факт, что казаки принимали присягу еще до службы, в окружной или станичной церкви, в присутствии родных. То есть, уходя в армию, на службу, в бой они всегда уходили не из дома, а из церкви, после того как получали Божие благословение.
Казачий полк в мирное время насчитывал 400 человек (4 сотни), в военное - 5 сотен. Но количество людей было, конечно, больше. Это и ветеринары, и врачи, и шорники, и оружейники и т.д. Таким образом, количество человек в полку могло доходить до 650».
Их беседы по истории казачества атамана Невской станицы войскового старшины Г.Г. Егорова. Для более подробного изучения истории Казачьих войск рекомендуем прочитать книгу О. Агафонова «Казачьи войска Российской Империи».