Публикации

« Назад

Роль казаков в создании «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля 22.11.2015 11:52

Владимир Иванович Даль вошёл в русскую науку и историю как человек, всем сердцем любивший Россию, ее историю, культуру, традиции. Интересно отметить, что когда в 1817 году во время учебного плавания В.И. Даль посетил родину своих предков Данию, он позже вспоминал: «Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я мое отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков». Поэтому у В.И. Даля никогда не стоял вопрос, где искать Родину. Он писал: «Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежность его к тому или иному народу…».

Ч то связывало В.И. Даля с казаками, с их глубокой самобытной культурой, историей, нравами? В первую очередь – земля! Земля, на которой родился В.И. Даль, исторически была казачьей черкасской землей и входила в состав Изюмского слободского казачьего полка, который просуществовал (как и остальные четыре полка Слободской Украины – Харьковский, Сумский, Ахтырский, Острогожский) со второй половины XVII века до 1765 года. Несмотря на то, что сам г. Луганск, где и родился В.И. Даль, не входил в состав Изюмского полка, это не помешало спустя тридцать лет взять ему псевдоним Казак Луганский, поскольку Даль прекрасно понимал, на какой земле ему довелось родиться.
Научная деятельность В.И. Даля обширна: врач, естествоиспытатель, лингвист, этнограф. Но наибольшую славу ему принес «Толковый словарь живого великорусского языка», сохранению примерно 1/10 части которого его автор обязан, прежде всего, казакам. Об этом факте не пишут нигде в предисловиях к словарю, ни в одном критическом литературоведческом обзоре, этот факт также умалчивается, когда специалисты-историки издают целые труды, посвященные русско-турецкой кампании 1828-1829 годов. А между тем, очень зря, поскольку сегодня для познания нашей культуры и наших традиций нам порой так не хватает подобных хоть и малозаметных, но очень актуальных историко-филологических сведений.
Но забежим сначала на несколько лет вперед, в 1832 год, когда состоялось первое знакомство Даля с А.С. Пушкиным.
Поводом для знакомства послужили «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского», которые В.И. Даль вручил А.С. Пушкину как один из немногих сохранившихся экземпляров. Пушкин очень обрадовался такому подарку и в ответ подарил Владимиру Ивановичу рукописный вариант своей новой сказки со знаменательным автографом: «Твоя отъ твоихъ! Сказочнику Казаку Луганскому, сказочникъ Александръ Пушкинъ».
А.С. Пушкин стал расспрашивать В.И. Даля, над чем тот сейчас работает. Даль рассказал ему все о своей многолетней страсти к собирательству слов, которых уже собрал тысяч двадцать. «Так сделайте словарь! – воскликнул Пушкин и стал горячо убеждать Даля. – Позарез нужен словарь живого разговорного языка! Да вы уже сделали треть словаря! Не бросать же теперь ваши запасы!».
Надо сказать, что все слова к В.И. Далю приходили исключительно из жизни. Это тот источник, который является самым верным для диалектологических разысканий (и остается таковым даже в наши дни, хотя мы все реже ценим красоту и величие живого народного слова и стремимся к унификации и европеизации нашей речи). Еще будучи мичманом, В.И. Даль, возвращаясь из учебного плавания, по дороге в Николаев (куда его семья переехала, когда ему исполнилось четыре года) услышал от ямщика: «Замолаживает» - то есть, холодает. Это и стало первым словом в записной книжке, ставшей его спутницей на всю жизнь.
Итак, что же произошло несколькими годами ранее, после чего фактически и зародилась идея создания «Словаря живого великорусского языка»?
Защитив досрочно диссертацию по теме: «Об успешном методе трепанации черепа и о скрытом изъязвлении почек» и получив звание доктора, В.И. Даль из университетских аудиторий, в возрасте 27 лет, отправился на фронт, где в ходе сражений русско-турецкой войны 1828-1829 годов показал себя не только как блестящий военврач, но и как бесстрашный офицер, принимавший участие в осаде крепостей Сливно и Силистрия и в переходе через Балканы.
Ни на один день не расставался В.И. Даль со своим заветным блокнотом, куда постоянно записывал все новые и новые слова. Казаки быстро распознали в н¸м человека с большим сердцем. По вечерам, уставший, он заходил в палатки и беседовал с казаками, расспрашивал их о свадьбах, похоронах, сельских играх, текстах песен, сказок и тщательно записывал все в толстые тетрадки. Через год военных действий записи достигли огромных размеров. Все его тетради с трудом помещались в несколько вьюков, и тогда командование, понимая всю важность его работы, выделило ему вьючного верблюда.
Однако беда пришла, откуда не ждали. Во время внезапного налета турок, верблюда угнали в качестве трофея, со всеми записями. Горю В.И. Даля не было предела. По этому поводу он написал: «Я осиротел с утратой моих записей… Беседа с казаками и солдатами всех местностей широкой Руси доставила мне обильные запасы для изучения русского языка, и все это погибло».
Казалось бы, все кончено, и словарю уже никогда не появиться на свет. Но смотреть на убивающегося офицера не было никаких сил. И вот однажды, видя, как переживает и мучается их любимый доктор, группа казаков во главе с урядником пришла к своему командованию. Они попросились в глубокую разведку с целью найти и вызволить записи. Командование дало «добро», и отряд казаков-добровольцев ночью ушел в тыл туркам. Через несколько дней все считали пропавшими уже не только записи, но и казаков, а В.И. Даль переживал уже о том, что по его вине погибли станичники. Однако все закончилось благополучно: мало того, что казаки вернулись с ценными сведениями о силах противника, они еще привели пленных и верблюда с целыми и невредимыми вьюками с драгоценными тетрадями.
Собственно говоря, это и не удивительно. Если наши предки выдержали десятимесячное Азовское сидение, находясь в крепости, с сорокакратным превосходством турецкой армии, то что же стоило малочисленной группе казаков-добровольцев отбить одного верблюда у турок? Можно сказать только одно: привычное казацкое дело спасло будущую сокровищницу живого русского языка, ставшую известной на весь мир и до сих пор не имеющую ни в одной стране таких аналогов.
В дальнейшем В.И. Даля многое связывало и с уральским казачеством. Так, в 1833 году он сопровождал А.С. Пушкина по пугачевским местам. В ходе путешествий В.И. Даль неоднократно подмечал необычность казачьего этноса на Урале и языковую фонетику в речи уральских казаков. В очерке-рассказе «Уральский казак» В.И. Даль подчеркнул особенности их говора: «Казак говорит резко, бойко, отрывисто; отмечает языком каждую согласную букву, налегает на Р, С, на Т. Гласные буквы, напротив скрадывает: вы не услышите у него ни чистого А, ни О, ни У. Родительницы, напротив, живучи особняком в тесном кругу своем, все без изъятия перенимают друг у друга шепелявить и произносить букву мягче обыкновенного. Они ходят гулять и веселиться на СИНЦИК в С¨ЛКОВОЙ СУБЕНКЕ, а синчик называется у них первоосенний лед, до пороши, по которому можно скользить в нарядных башмачках». Вот с такой любовью и вниманием В.И. Даль собирал и описывал каждое слово, каждую половицу, каждую поговорку.
В 1839-1840 годы В.И. Даль участвовал в знаменитом Хивинском походе, где продолжал не только свое профессиональное врачебное дело, но и работу над сбором языкового материала для словаря.
Подводя небольшой итог, можно сказать, что если не половину жизни, то по крайней мере самые плодотворные и решающие для своего филологического творчества годы В.И. Даль провел в среде донских, терских, черноморских, уральских и оренбургских казаков, с самым живым интересом знакомясь с их бытом, культурой и военным делом. И это не праздный взгляд столичного офицера Оленина (героя повести "Казаки" Л. Толстого), захотевшего кавказских приключений, а это заинтересованный взгляд человека дела, к тому же чувствующего свою кровную связь с этим народом. Ведь не имея ни капли русской крови, Владимир Иванович Даль всю жизнь отдал служению России.

Статью подготовил Александр Дмитриев, кандидат филологических наук, казак Невской станицы

 


Православный календарь

 

Новости

19.09.2024
Приглашаем на торжественное богослужение по случаю ПРЕСТОЛЬНОГО ПРАЗДНИКА - ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ! Всенощное бдение с чином Воздвижения Креста Господня состоится 26 сентября в 17.00 (четверг), Божественная Литургия будет отслужена 27 сентября (пятница) в 9.00, после службы состоится крестный ход. 

 
31.07.2024
Дорогие братья и сестры, прихожане, казаки и все православные петербуржцы!  С большой радостью приглашаем вас на богослужение, которое 13 августа совершит в нашем приходе МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ ВАРСОНОФИЙ. Встречаем владыку в 16.30 у входа в собор!
 
10.07.2024
8 и 9 июля состоялись богослужения в честь престольного праздника храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Приходскому клиру сослужили протоиереи Георгий Сычев и Валериан Жиряков, протодиакон Владимир Чепурнов. После Божественной Литургии состоялся Крестный ход. Торжественность праздника подчёркивал нарядно убранный храм, венки живых цветов, украсившие иконы Божией Матери и, конечно, же пение прекрасного хора под управлением Ольги Пеньковой. 
27.06.2024
Солнечным днем 23 июня в ограде Крестовоздвиженского казачьего Собора состоялся XVII Благотворительный праздник «Казачий собор». Праздник явился сосредоточением национального, творческого и патриотического духа нашего народа. Теплотой и любовью традиционного уклада жизни проникнулись все участники мероприятия. 
13.06.2024
В начале лета группа казачат Свято-Алексеевской детской станицы при Крестовоздвиженском казачьем соборе по благословению духовника станицы прот. Владимира отправилась в Псковский край в гостеприимный Спасо-Елеазаровский монастырь. Дети и взрослые со 2 по 8 июня смогли хорошо потрудиться, совершить паломничество в Псков, Изборск и отдохнуть на Ольгином (Елеазаровском) озере.