Летопись прихода
« НазадПеснопения службы Новомученикам и исповедникам Российским 9 февраля в исполнении хора Крестовоздвиженского казачьего собора. "Мужайся, Церковь Христова" и "Земле Русская". Регент Анна Гаевская
_______________________________________________________
Мужайся, Церковь Христова, и державствуй над всуе борющими.
Христовы бо друзи о Тебе пекутся, и предстательствующе, и защищающе.
_______________________________________________________
Проповедь протоиереря Александра Шаргунова.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Господь говорит, что чем ближе кончина мира, тем труднее будут времена. «Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое». «Преданы также будете и родителями и братьями, и родственниками и друзьями». Это было уже в первые века христианства, когда ученики Христовы подвергались жестоким гонениям. И это с новой силой раскрылось в минувшем двадцатом веке.
Когда-то, еще совсем недавно — некоторые из нас, наверное, помнят об этом, — достать двухтомник протоиерея Михаила Польского о новых мучениках и исповедниках Российских было еще труднее, чем Евангелие и молитвослов. И еще опаснее. А теперь среди моря церковной литературы, самое большое место, наверное, занимают книги, посвященные этой теме. К бесчисленному сонму прославленных нашей Церковью в 2000 году мучеников каждый год прибавляются новые имена. И еще больше среди них — безвестных, имена, которых не смогут вместить никакие календари. Как поется в тропаре: «Новомученицы и исповедницы бесчисленнии: святителие, царственные страстотерпцы и пастырие, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети, добрый плод в терпении Христу принесшие». Как драгоценна должна быть для нас каждая подробность, связанная с их подвигом!
Еще нет открытых гонений, как в 20-30-е годы, но духовная атмосфера в обществе не лучше, как может кому-то показаться. Сказать, что то же неверие, что и в годы так называемого «застоя», тот же дух мира сего господствует в умах и сердцах большинства людей, и особенно молодежи, практически во всех учебных заведениях и СМИ — было бы несправедливо. Такого торжества духа растления и насилия не было никогда. Религия внешне свободна, но она, по замыслу наших врагов, должна стать частным делом, которое не волнует общество в целом, и рассматривается новым поколением как то, что не имеет особенной силы и значения в их жизни. Имя Христово можно свободно произносить, но в отличие от коммунистических лет оно (как на Западе) ассоциируется у слишком многих с религией мертвой обрядности. Или, в лучшем случае, — как способ личного выживания среди общей катастрофы. А далее, когда подлинного сопротивления злу не будет, можно дать Церкви открытый бой. Придет время, когда исполнится слово Христово, которое мы слышали в сегодняшнем Евангелии: «Будете ненавидимы всеми за имя Мое». И большинство, если не все, станут воспринимать христиан, как опасных преступников, истребление которых должно быть благом для государства и общества. Это будет хуже самой смерти. Но как такое может быть, чтобы все ненавидели христиан? Это может быть тогда, когда грех действительно утвердится в мире как норма. И для людей будет непереносим свет Евангелия, потому что он будет обнажать их злые дела. Нечестивые, ненавидящие покаяние, ненавидят Христа, Искупителя мира, а также тех, кто Христовы, — ради Него.
Мы должны понять, что история мира, история Церкви, жизнь христианских общин и наша личная судьба не может быть исполнена благополучия и покоя. Нормально, что наша вера подвергается испытаниям. От этого, если мы действительно ищем прежде всего Христа, она только обретает крепость. Вокруг нас рыщут бесы. И силы зла берут все большую власть над миром. Что делать? Как устоять в верности Господу, когда времена становятся особенно тяжкими?
Сегодняшнее Евангелие дает нам на это вопрошание три ответа. Во-первых, Христос призывает нас быть мужественными, даже если удары, которые наносят нам наши враги, кажутся непереносимыми. Пусть все безнадежно плохо — это не значит, что нужно покидать поле боя. Трудности и скорби — составная часть нашей веры. Они — испытание ее, они даются, чтобы утвердить нас во всецелом уповании на Господа. Они могут стать пасхальным путем, приближающим нас ко Христу. И мы можем пройти с Ним от скорбей к радости, от мрака к свету, от ран к исцелению, от смерти к жизни. И Господь говорит нам удивительные слова об этих испытаниях. Когда подступает гроза, и уже начинает греметь за окном — что нам делать? Закрыться в доме, ждать, когда гроза пройдет, и не высовываться наружу? Господь предлагает другое. Он предлагает стать лицом к лицу с беснующимся миром и свидетельствовать о истине. «Будет же это вам для свидетельства». Свидетельствовать — это не только возвышать голос против лжи и нечестия. Это также, и, прежде всего, распространять вокруг себя любовь, мир, радость — тот отсвет новой жизни, которой мы приобщились по дару Креста Христова.
И, наконец, мы не должны забывать, что Господь всегда рядом с нами. Свидетельство требует многого от нас, и мы можем устрашиться его. Мы можем думать, что бывают обстоятельства, когда невозможно свидетельствовать о Христе, потому что это превосходит наши силы. Именно тогда мы должны вспомнить слово Господне: «Положите себе на сердце не заботиться о вашей защите». Господь Сам даст нам уста и премудрость, которой не возмогут, ни противостоять все противящиеся нам. Бог не оставляет нас в наших испытаниях. Его Дух живет в нас. Христос — всегдашний Спутник на всех наших путях. Потому свидетельство возможно. Возможно идти до конца, каким бы яростным ни был сбивающий с ног встречный ветер.
Не забудем никогда: мы на пути к полноте жизни, и Бог дает нам силы претерпеть до конца. Вот тайна мученичества и исповедничества, тайна всех скорбей и испытаний, через которые проходит каждый христианин и вся Церковь от первого века до двадцать первого. Ее можно определить словами, принятыми апостолом Павлом от Бога: «Довлеет ти благодать Моя». Эта благодать сильнее, чем скорбные обстоятельства, вражда мира и гонения. Весь вопрос только в том, как стяжать нам эту благодать — какою верностью Христу и Церкви Его во всем, — чтобы чувствовать себя победителями среди самых страшных поражений. И в пещи огненных испытаний ощущать веяние вечной Пасхи. Смысл и цель христианской жизни, по слову преподобного Серафима Саровского, — только в этом. Апостол Павел называет наши страдания Христовыми, потому что Сам Господь участвует в них, и укрепляет нас в нашей немощи. И если мы участвуем в Его страданиях, мы будем также участниками Его славы. Не страдания сами, а то, ради чего они претерпеваются, делают христианина исповедником и мучеником.
Будем молиться, чтобы нам всегда быть едиными с Господом и с нашими святыми мучениками и исповедниками, а не с теми, для кого, как сказал один проповедник, сытость важнее, чем святость, кто готов пойти на согласие с врагами Христовыми «страха ради иудейска». В мире торжествующего нечестия замышляющие зло бывают часто более сплоченными, чем ищущие добро. Но во времена испытаний и гонений подлинные христиане должны быть как никогда близкими и единомысленными, любящими друг друга. К этому единству и любви призываемся мы сейчас. Прежде наступления приближающейся ночи всемирной религии антихриста, говорят святые отцы, еще раз новые мученики и исповедники просияют неземной красотой. Они — впереди шествия Церкви в Царство Небесное. Да будет дано нам их предстательством принадлежать этой Церкви! Да утверждается же Церковь Русская кровьми и страданиями наших святых. Аминь.
протоиерей Александр Шаргунов
10 февраля 2008 г.
Новости
Обязательная регистрация: телефон/ whatsapp 8.981-137-46-93 Духовно-просветительский центр расположен по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр-т, д. 124