История собора
Когда проходишь или проезжаешь по Лиговскому проспекту, взгляд обязательно останавливается на стройном силуэте высокой колокольни Крестовоздвиженского казачьего собора. Собор назван казачьим, потому что в нем окормляются и несут службу казаки, живущие в Петербурге.
Список причта, служившего с 1718 по 1938 годы
КНИГА об истории собора "Спаси, Господи, люди Твоя"
История возникновения собора
История собора давняя и славная - она восходит к первым годам существования Санкт-Петербурга. В начале XVIII века на месте нынешнего Лиговского проспекта проходила старинная Новгородская дорога. Это был единственный тракт, соединявший строящийся Петербург со всей Россией. Вдоль тракта, образовав Ямскую слободу, селились ямщики с семьями.
По прошению жителей слободы и по благословению архимандрита Феодосия в 1718 году Василием Федотовым, Петром Кусовым с товарищами была построена церковь. Освящена она в 1719 году наместником Александро-Невского монастыря иеромонахом Варлаамом во имя праздника рождества Иоанна Предтечи.
Церковь была построена в стиле петровской архитектуры: вытянутое в плане строение с высокой кровлей, увенчанное шпицем. Первоначально колокольни при церкви не было. Деревянная ярусная колокольня была построена в 1723 году. Четыре колокола весом 19 пудов были взяты с пушечного двора. Колокола были из тех, которые по указу Петра I вывозили из монастырей для литья из них пушек. В 1730 году церковь сгорела практически дотла. В 1731 году на месте сгоревшей была поставлена часовня, купленная и привезённая с охтинских заводов. 25 февраля 1731 г. протопоп Петропавловского собора Петр Григорьев освятил престол, и часовня стала церковью. Через три года в ней появился Никольский придел, которым с 1743 г. пользовался лейб-гвардии Кирасирский полк. |
Строительство каменной Крестовоздвиженской церкви
Будучи построена из старых материалов, церковь просуществовала недолго: кровля стала течь, стены обветшали. В 1740 году причт и прихожане Иоаннопредтеченский церкви обратились к св. Синоду с просьбой о разрешении постройки новой церкви, каменной во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, "понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт-Петербурге не обретается".
Автор проекта церкви неизвестен. Строительство велось под руководством архитектора И. Шумахера. Храм был трёхпридельный: главный предел освящён архиепископом Феодосием 24 июня 1748 года во имя Воздвижения Креста Господня, северный (левый) во имя Святителя Николая, западный (правый) - во имя св. Иоанна Предтечи. Одноэтажный каменный храм был холодным (т.е. не отапливаемым). В плане он имел форму латинского креста с прямоугольным выступом апсиды в восточной части и точно таким же, симметрично расположенным притвором в западной части. Над западным притвором церкви находилась колокольня.
Строительство храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери
Причт обратился с новой просьбой к Св. Синоду: вместо старой деревянной церкви, которая теперь стояла без употребления, построить тёплую зимнюю церковь. Прошение было удовлетворено. Постройка производилась на средства петербургского купца И. Ильина Тихвинскую церковь заложили 20 июня 1764 года за алтарем Крестовоздвиженского храма. В плане Тихвинская церковь напоминала Крестовоздвиженскую 1748 года: вытянутый прямоугольник, едва намеченное расширение в восточной части, 3 нефа, компартименты которых перекрыты крестовыми сводами, одна глава на восьмерике, обработанном пилястрами. 14 декабря 1768 года новая церковь, украшенная небольшим куполом, была освящена. На свои средства купец Иван Ильич Меньшой позже устроил в ней дополнительный придел - во имя свт. Иоанна Златоуста (освящен 18 февраля 1800 г.). В 1861 году в ней был освящён придел святого блгв. вел. кн. Александра Невского, небесного покровителя Царя Александра II, Освободителя.
Колокольня Крестовоздвиженского собора
В 1804 году архитектором А.И. Постниковым (1766 - 1830) был создан проект надвратной колокольни. Постройка колокольни была завершена в 1812 году. В композицию органично вошли две невысокие часовни, соединенные с колокольней дугообразными крытыми галереями из спаренных колонн. В нишах колокольни помещаются скульптуры, изображающие Апостолов Петра и Павла. Колокольня имеет около 28 сажен высоты (около 60 м). Ее верхняя часть украшена восьмью гипсовыми изображениями Апостолов, нижняя - четырьмя. Кованые железные решетки работы кузнечного мастера Федора Мартьянова были вставлены в пролеты в 1853 году. Ярусом звона был третий ярус колокольни, в котором размещалось двенадцать колоколов. В 1872 году старостой Крестовоздвиженского собора купцом Иваном Ильичом Шигалёвым в память о скончавшейся супруге под сводами колокольни была устроена церковь святых равноапп. Кирилла и Мефодия, просветителей Словенских. Проект этой церкви создал архитектор Л. Бульери. Освящен храм был 2 февраля 1872 года митрополитом Исидором. Крестовоздвиженская колокольня - одна из красивейших колоколен Петербурга - важнейшая градостроительная доминанта района. В годы строительства колокольни была установлена и ограда протяжённостью 610 м.
Перестройка храмов
Крестовоздвиженская и Тихвинская церкви простояли почти сто лет, и наконец, стали нуждаться в ремонте. Предполагалась радикальная перестройка храма. Архитектор В. Морган составил проект, напоминавший Исаакиевский собор (к тому времени ещё недостроенный). Проект был выполнен в традициях греческой архитектуры, согласно со стилем существовавшей колокольни. Церковь была рассчитана на 2500 человек.
Но многолюдный район не мог надолго остаться без храма на время перестройки церквей. Потому было решено сначала расширить небольшую Тихвинскую церковь, а затем уже переходить к радикальной перестройке Крестовоздвиженской. В июне 1844 года приделы Предтеченский и Никольский были перенесены из Крестовоздвиженской в Тихвинскую церковь и освящены 24-го числа того же месяца. Тихвинская церковь теперь была окружена каменным прямоугольником так, что в обе стороны она стала шире на 4 сажени (около 8,5 м), длина ее увеличилась на длину паперти, к ней пристроены были ризница и сторожка, в продольных стенах образовались широкие арки.
После окончания перестройки Тихвинской церкви выяснилось, что средств на проект Моргана не хватает. Строительная комиссия исходатайствовала разрешение строить новую Крестовоздвиженскую церковь по проекту Егора Ивановича Диммерта, ученика Стасова.
Строительство началось в апреле 1848 года. Постройка 1848-1851 годов включает в себя фрагменты церкви 1740-х годов (часть стен в западном отделе и часть фундамента). Строительство шло очень быстрыми темпами, однако архитектор не дожил до окончания строительства храма. Крестовоздвиженский собор был достроен уже после его смерти. К декабрю 1851 года работы по отделке интерьера были в основном завершены. На среднем столбе под престолом храма помещалась надпись: "В 27 год царствования императора Николая I освящен сей храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня 2-го декабря 1851 года Высокопреосвященным Никанором Митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским". 1 июня 1852 года был освящен придел Рождества св. Иоанна Предтечи, 8-го июня - Николая Чудотворца.
Крестовоздвиженская церковь имеет в плане вид латинского креста, с одной полукруглой апсидой. Здание каменное на каменном фундаменте. Длина церкви около 53 метров, ширина около 35 метров, высота с главою и крестом около 41 метра. Церковь одноэтажная; венчается она пятью главами со световыми барабанами. В рукавах креста, а также во всех трёх нефах находились алтари, храм имел пять престолов. Главный алтарь посвящен Воздвижению Креста; справа от него находится придел во имя Рождества Иоанна Предтечи; слева - придел Николая Чудотворца; в южном рукаве креста находится придел во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены; в северном - во имя преподобного Сергия Радонежского. На своде большого купола помещались изображения семи архангелов, Иоанна Крестителя и херувимов. Фасад церкви выдержан в характере архитектуры времен Анны Иоанновны.
Крестовоздвиженский собор в XIX веке
Шли годы. Город рос, окраина перестала быть окраиной, и приход храма становился все более многочисленным. В храме молились жители Лиговой стороны, в том числе и казаки, служившие в столичных Лейб-Гвардии Казачьем и Атаманском полках и не имевшие в ту пору собственного храма (казармы этих полков располагались вдоль Обводного канала). Возвращение казачьей гвардии из походов всегда знаменовалось службой в Крестовоздвиженской или Тихвинской церквях.
|
Казаки на улицах Петербурга
Кроме часовен в ограде, храму принадлежали еще две: первая - в ампирном стиле на Лиговке, около Расстанной улицы, выстроенная в 1893-1894 гг. по проекту В. Ф. Пруссака купцом Н. Алексеевым - в память спасения Цесаревича в Отсу, перед которой в Егорьев день кропили святой водой ямщицких лошадей, и вторая - в 2-х верстах, около Царскосельской железной дороги, куда 25 июня шёл крестный ход. Её возвели в 1895-1896 гг. крестьяне Ямской слободы - в благодарение Господу за спасение Императора Александра III в Борках.
В 1856-1874 гг. настоятелем церкви был протоиерей Иоанн Константинович Яхонтов, духовный писатель и проповедник, издатель журнала «Духовная беседа», а с 1883 - прот. Владимир Григорьевич Гуляев, видный пастырь и законоучитель, занимавший это место более 30 лет, до самой революции.
В 1875 году при Санкт-Петербургской Крестовоздвиженской (Ямской Иоанно-Предтеченской) церкви было основано Общество Вспомоществования приходским бедным.Общество создало и опекало три благотворительных заведения. В богадельне общества проживало около 60 престарелых женщин в возрасте от 60 лет, в приютах для мальчиков и для девочек-сирот — по 16 детей в возрасте от 7 до 12 лет. Для их обучения была организована церковно-приходская школа. |
Особенною чертою в деятельности Общества за всё время его существования являлось оказание помощи бедным выдачею денежных пособий «в широких размерах». В 1900 году открылась бесплатная столовая для бедных. В 1913 году было организовано «Иоанно-Предтеченское братство трезвости».
Крестовоздвиженский собор в XX веке
В феврале 1932 г. Тихвинская церковь была закрыта и отдана под школу; с 40‑х годов в ее помещении располагались производственные мастерские радиотехнического техникума № 2. С 1924 года по июль 1938 года собор относился к Патриаршей Церкви. Существовал "Наказ депутатам Ленсовета XIV созыва" о закрытии и сносе церкви в 1938 году, однако, он утверждён не был. Позже ленинградское отделение объединения "Союзкинопрокат" ходатайствовало в Ленсовет о предоставлении им здания церкви. Здание было передано Союзкинопрокату под фильмохранилище. Интерьер был искажен и обезображен перепланировкой, возведением новых капитальных поперечных стен и перекрытий. По имеющимся сведениям, в 1937-1938 гг. были расстреляны восемь священнослужителей Крестовоздвиженского храма. |
Во время войны церковь пострадала от попадания артиллерийских снарядов. В суровую зиму 1941-1942 гг. в храм свозили умерших блокадников, лишь весной они были захоронены на Волковском кладбище.
История возрождения прихода
Возрождение храмов началось с возвращения их Русской Православной Церкви. В 1991 году митрополит Санкт – Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил передачу Крестовоздвиженского собора казачьему приходу. Настоятелем был назначен священник Владимир Сергиенко.
Уже через три недели после передачи колокольни Церкви на ней был воздвигнут четырехметровый титановый крест.
Первый молебен в небольшом храме свв. Кирилла и Мефодия состоялся 24 мая 1991 года.
Состояние церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери в документах оценивалось как руины. Храм был варварски изуродован: перегорожен на два этажа, купол и крест были снесены. Внутри помещались мастерские с тяжелыми токарными, деревообрабатывающими станками, пол был залит асфальтом. В алтаре – раздевалка для рабочих, в притворе – баня, всё загажено и закурено. Снаружи он выглядел как большой сарай с облупленной штукатуркой. Казаки, несмотря на весь ужас поругания храма, взялись за дело.
Казакам пришлось много потрудиться, чтобы очистить храм от станков и строительного мусора. Первое богослужение состоялось на Троицу 1993 года.
Храм восстал из руин при значительной материальной поддержке благотворителя Ю.Л. Петрова. Были разобраны перекрытия, выполнен капитальный ремонт, воздвигнут купол. В деревянный крест, венчающий купол, была вложена и частица Мамврийского дуба, под которым праотцу Аврааму явилась Святая Троица.
Современность
По воскресным дням и согласно расписанию богослужения совершаются в церкви во имя Тихвинской Божией Матери. В ней освящены три престола: центральный - в честь Тихвинской иконы Божией Матери, южный - в честь свв. Царственных Мучеников, северный - в честь святого благоверного великого князя Александра Невского.
Весной 1999 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил главный придел церкви.
Центральный придел церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери
В 2001 году был освящен южный придел – во имя свв. Царственных Страстотерпцев. Это первый в городе престол, посвященный Царю – Мученику Николаю и его Семье.
Придел свв. Царственных Страстотерпцев
В 2005 году северный придел был освящен во имя св. благоверного великого князя Александра Невского.
Придел св. блгв. князя Александра Невского
Реставрационные работы
В 2007-2017 гг. за счёт средств городского бюджета была осуществлена реставрация собора по внешнему контуру: отреставрирована колокольня, позолочены купола, проведена реставрация кровли и фасадов собора, восстановлены паперти и снесённые в советское время тамбура.
Активное участие в восстановительных работах приняли казаки: в 2012-2014 гг. они освободили внутреннее пространство собора от бетонных перекрытий и перегородок, благодаря чему стало возможно совершать богослужения во всех пяти алтарях собора. За счет средств прихожан и благотворителей была спроектирована и смонтирована система отопления собора.
В 2021 году благодаря участию родового казака Председателя СК России Александра Ивановича Бастрыкина начались работы по проектированию интерьеров собора и благоустройства его территории за счет средств федерального бюджета.
Список нужд опубликован в разделе сайта Помощь Собору.
Отреставрированные купола Крестовоздвиженского собора
Внутренний вид собора. Освящение куличей, апрель 2014 года
Память свв. Царственных Страстотерпцев
У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в день рождения императора Николая II 19 мая 2002 года был установлен бюст последнего русского императора, у подножия которого собраны капсулы с землями из всех казачьих войск.
26 мая 2013 года, в год 400-летия Дома Романовых, рядом был установлен Памятник святому Цесаревичу Алексию, Атаману всех казачьих войск России.
Завершил композицию Памятник святой Царице Мученице Александре Федоровне, установленный 4 мая 2014 года. Все три Памятника выполнены талантливым петербургским скульптором Сергеем Алиповым.
Рядом с Памятниками размещена постоянная экспозиция, рассказывающая о жизни и подвиге свв. Царственных Страстотерпцев.
Макеты стендов были любезно предоставлены Екатеринбургской епархией, Духовно-просветительским центром «Патриаршее подворье» Храма-Памятника на Крови.
Приходская жизнь
В приходе Крестовоздвиженского казачьего собора несут свое послушание Крестовоздвиженское казачье Братство и Сестричество во имя Тихвинской иконы Божией Матери.
Центр приходской жизни – богослужение. В Крестовоздвиженском соборе сложился настоящий, крепкий приход, где люди знают друг друга, заботятся о немощных и пожилых, вместе переживают радости и беды, опекают и обучают детей, интересуются историей России и своего родного храма. Совместные праздники и совместные поездки еще больше объединяют людей. Приходская газета «Воздвижение» знакомит прихожан с традициями казачества, с событиями приходской жизни, с историей собора, с судьбами священников и тех, кто раньше молился в Крестовоздвиженском храме.
Сегодняшняя приходская жизнь становится продолжением прошлых десятилетий и веков, и в молитве предстоит Господу единый и живой приход Крестовоздвиженского казачьего собора.
СТИХОТВОРЕНИЕ «Крестовоздвиженский приход»
Крестовоздвиженский приход -
Ступенька каждая знакома.
Крестовоздвиженским путем
По жизни будем мы ведомы.
Надежда к Вере нас зовет,
К Любви, - что есть всему основа.
Крестовоздвиженский восход
Над миром воссияет снова!
Мы поклоняемся Кресту,
Владыко, Твоему. Хранимы
Крестовоздвиженским огнем,
Горящим в нас неугасимо.
Казачий храм, огромный дом,
В себя вместивший всю Россию.
Сияет солнце над крестом,
И чередой дожди косые,
Сменяясь на посту парадном,
Идут, Обводный пузыря, -
Непобедимая охрана
Могучего богатыря:
Защита веры и страны.
Спасенье. Истина. Богатство.
Мы православию верны –
Крестовоздвиженское братство!
Ковчегом Ноевым плывет
Он в городе Петра Святого –
Крестовоздвиженский приход,
Крестовоздвиженское слово.
Ольга Ивановна Григорьева
27 сентября 2016 года