Восемь смертных грехов (страстей) + таблицы! 07.03.2022 13:00
Ин 8,24;1 Ин 3,4. Грех есть преступление Закона Божия.
Человек может согрешить различным образом:
- Делом (обжорство, пьянство, воровство, убийство блуд и др.)
- Словом (Мф. 12,36) (брань, ложь, лесть, сплетни др.)
- Помышлением (желания противные любви к ближнему).
- Ведением (Мф. 25,26-30).
- Неведением (Пс. 18, 13).
- Волею (Евр. 6 ,4.5.6)
- Невольный грех. Тот грех, который человек не предвидит. Творит его вопреки воле и желанию.
Что же такое страсть? Это греховная привязанность, болезненное влечение нашего естества к тому, что вредит и изнутри разрушает. Страсть – это грех, вошедший в привычку. Внутри появилась потребность какого-то греха, к нему неуклонно тянет, а сопротивление этой тяге сопровождается внутренней болью, зазывающим голосом: «Скорей удовлетвори меня, иначе не будешь доволен».
Страсть – это то, что изнутри тебя изъедает: зависть, ревность, осуждение… Она лишает внутреннего покоя, раздирает сердце, заставляет бурлить помыслы, помрачает ум, а волю сковывает стальными тисками. Человек действительно становится исполнителем чужой злой воли, делает то, чего не хотел бы делать в здравом состоянии души. Особенно это видно на примере страсти гнева: потеря головы ведет к ярости и физическому уничтожению того, что находится рядом. Но не менее разрушительны другие страсти, например уныние, которое замыкает человека на себе, лишает внутренней жизни, обездвиживает, не дает проявить себя в деятельной любви к ближним.
Итак, любая страсть – это неадекватность. Человек ведет себя несоответствующе здравому поведению. Вспышка гнева, несдерживаемое блудное влечение, беспредельная гордость – всё это аномалии человеческого поведения, произрастающие из глубокого греховного расстройства, внутреннего сбоя души человека.
Страсть никогда не может сделать человека счастливым, и потому жалок тот, кто спешит удовлетворить каждое требование своего ненасытного зверя. Словно подгоняемый невидимым ездоком, страстный человек безвольно торопится насытить безумное требование страсти, но после его насыщения все равно остается недовольным. Человек, лишенный Бога, всегда будет всем недоволен. Он хочет урвать, насытиться, получить, но никогда не чувствует удовлетворения.
(Свящ.Валерий Духанин)
Первым христианским автором, в трудах которого точно и определенно излагается учение о восьми главных грехах, считается Евагрий Понтийский, который в конце IV века изложил это учение в сочинении «О восьми злых помыслах»
Евагрий писал на греческом языке, и его перечень главных грехов выглядит так:
- Γαστριμαργία (gastrimargia) — чревоугодие (обжорство)
- Πορνεία (pornia) — прелюбодеяние и блуд (половая распущенность)
- Φιλαργυρία (philargüria) — алчность (сребролюбие)
- θλίψη - печаль
- Ὀργή (orgē) — гнев
- Ἀκηδία (acēdia) — уныние
- Κενοδοξία (cenodoxia) — тщеславие
- Ὑπερηφανία (hyperēphania) — гордыня (гордость)
На эти вопросы отвечает богословская наука, которая называется аскетика. Говорит она о том, что такое страсти и грехи, как с ними бороться, как обрести мир душевный, как стяжать любовь к Богу и ближним. После Евагрия появляются сочинения других христианских авторов, развивающих учение о восьми главных грехах, например, Нил Синайский, Ефрем Сирин, Иоанн Лествичник и другие,
Иоанн Лествичник, «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится» (Лествица 15: 75).
из поздних православных святых — Игнатий Брянчанинов. В книге «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым), перечислены восемь страстей, и после каждой идет целый список грехов, объединенных этой страстью.
Отличием традиционной восьмеричной схемы главных грехов от списка Евагрия Понтийского является то, что гнев и печаль меняются местами: гнев ставится на четвёртое, а печаль — на пятое место. Восемь указанных грехов условно рассматриваются как «плотские» (чревоугодие и блуд) и «душевные» (сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость).
Иногда восемь страстей называют смертными грехами. Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока.
Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи
«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя, говорит: возвращусь в дом свой, откуда вышел, и придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11: 24–26).
|
Устроение человеческой души по отношению к страсти (греховному навыку*)
|
|
Действие по страсти
|
Сопротивление страсти
|
Искоренение страсти
|
Сила воздействие страсти
|
- Зло обратилось в навык, также замещение одних страстей другими.
|
|
- Путь не просто сопротивления, а путь победы – истребления страстей, очищения души для иного - для благодати, и стяжание её.
|
Отношение к страсти
|
- Рабство страсти.
- Тот, который, будучи поражаем от врага своего стрелами, берет их и собственными руками вонзает в свое сердце.
|
- Кто не действует по ней и не отсекает ее, но борясь, как бы минует страсть, однако имеет ее в себе.
- Старающиеся остановить страсть, но по внушению другой страсти. Он подобен осыпаемому стрелами врага своего, но облеченному в броню и потому не получающему ран.
|
- Чтобы искоренить страсть, недостаточно только не делать зла, а должно делать и добро.
- Он, будучи осыпаем стрелами врага своего, сокрушает их, или возвращает в сердца врагов.
|
*По прп. авве Дорофею («Душеполезные поучения»)
Схема развития греха*
Прилог
(помысл)
|
Сочетание
(внимание)
|
Сосложение (услаждение, согласие)
|
Пленение
(желание)
|
Решение
|
Дело
(исполнение)
|
Рождение образа в уме
|
Внимание к образу (ум)
|
Приложение сердца (чувства)
|
Приложение воли
|
Решение реализовать помысл
|
Прилог приведён в исполнение
|
Грехом не является
|
Начало греха
(ум должен был прогнать греховный помысл).
В исключительных случаях (у подвижников) может носить характер безгрешного собеседования с помыслом с целью избавления от него.
|
Начало греха
|
Развитие греха
|
Развитие греха
|
Исполнение
|
Пример: Приходит мысль, что время позднее, уже нет сил молиться.
|
Согласие с тем, что ничего страшного не произойдёт, если всего один раз не помолиться.
|
Предвкушение сладкого сна.
|
Желание оставить молитву, чтобы отдохнуть после тяжёлого дня лишние полчаса.
|
Окончательное решение не молиться в этот вечер и пойти хорошенько выспаться.
|
Оставил молитву.
(Пошёл спать. По дороге присел у телевизора. До 3-х ночи смотрел боевик. Утром не было сил на молитву)...
|
*Схема развития страсти была разработана практически одновременно (IV) век на Востоке Евагрием Понтийским и на Западе Иоанном Кассианом Римлянином.
Коренные страсти (стволы от корня страстей – самолюбия)
|
Сребролюбие
|
Славолюбие
|
Сластолюбие
|
Классификация по Ап. Иоанну: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» 1Ин. 2:16.
|
- Похоть очей
(своекорыстие)
- Он или корыстолюбив, или любостяжателен, или скуп, и только под сильным влиянием тщеславия может любить великолепие и пышность.
|
- Гордость житейская
(самовозношение)
- Он жаждет чести и славы, когда обладает сильным характером; лицемерен и тщеславен, когда слаб душою; дерзок, своенравен, спесив, склонен к пересудам, когда низок.
|
- Похоть плоти
(любовь к наслаждениям, чувственность)
- Сколько благ на земле, сколько потребностей в его теле, столько полных удовольствиями областей для преданного чувственности.
|
- по генезису (8 страстей)
|
|
- Гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость
|
|
- по 3-м частям души
|
- Порождение вожделевательной части
|
- Порождение разумной части
|
- Порождение раздражительной части
|
по возрасту (св. Григорий Палама)**
|
|
|
|
Врачевство
|
|
|
|
*Следует учитывать, что между страстями не существует непроницаемых перегородок, одна страсть теснейшим образом связана с другими.
** Добротолюбие Т. 5.
Подразделение страстей по генезису (происхождению и развитию)1
|
1. Чревоугодие |
2. Блуд |
3. Сребролюбие |
4. Гнев |
Цепочка
зависимости
|
------->
Корень последующих страстей.
|
------->
Отец сребролюбия.
|
------->
Мать гнева и печали.
|
------->
Отец печали.
|
Определение |
Пристрастие к вкусной и обильной пище. |
Пристрастие к плотскому греховному желанию помыслом или самим делом. |
Стремление наживать богатство. |
Потеря душевного равновесия. |
Виды |
1) Еда до времени.
2) Обжорство.
3) Сластолюбие.
|
1) Блуд.
2) Прелюбодеяние.
3) Половые извращения.
4) Блуд в помыслах.
|
1) Жадность – страсть к обладанию.
2) Скупость – страсть к сохранению.
Жадность хочет захватить чужое, скупость боится отдать свое.
|
1) Внутренний -смущение, раздражение.
2) Внешний.
3) Злопамятство (мстительность, обида).
|
Особенности проявления |
К проявлениям страсти чревоугодия относятся пьянство, наркомания, курение. |
Страсти блуда подвержены люди любого возраста. |
Жадность может принимать форму предпринимательства, коллекционирования, хищения.
Внешне может быть похожа на бережливость. |
Гнев обычно имеет причиной неудовлетворённость каких-либо страстей. |
Благодатное призвание (замысел) |
Питание от Древа Жизни.
Ин. 6:48
|
Любовь и единомыслие в Боге.
Быт. 2:18
|
Забота человека о мире и возделывание его.
Быт. 1:28
|
Ревность по Богу, вытекающая из заботы о мире.
Ин. 2:17
|
Естественная потребность человека после грехопадения
|
Питание.
|
Размножение.
|
Выживание в падшем мире.
|
Праведный гнев.
|
Какую заповедь нарушает страсть
|
Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьян ством…
Лк. 21:34
|
Бегайте блуда; … блудник грешит
против собственного тела.
1Кор. 6:18
|
Имейте нрав
несребролюбивый,
довольствуясь тем,
что есть.
Евр.13:5
|
…всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…
Мф. 5:22
|
Св. Писание
о страсти
|
Премудрость
Сир. 37:30-34
|
Мф. 5:28,31-32; 1Кор. 6:9-10
|
Лк. 12:15-22;
Мк. 10:23-24;
1Тим. 6:6-10,17-19
|
Мф. 5:21-22;
Еккл. 7:9;
Иак. 1:20; Еф. 4:26
|
Средства борьбы
|
1) Соблюдение постов.
2) Еда только в установленное время.
3) Окончание трапезы до сытости.
4) Простая пища.
5) Воздержание от алкоголя.
6) Питаться, а не лакомиться.
|
1) Воздержание от излишних пищи, вина, сна. Воздержание языка.
2) Физическая работа.
3) Исповедь.
4) Молитва против блудных помыслов.
5) Чтение
Свящ. Писания.
|
1) Милостыня.
2) Укрепление веры в Промысл Божий.
3) Память смертная.
|
1) Воздержание в пище.
2) Молчание уст при смущении сердца.
3) Просьба о прощении обид перед теми, кого обидел.
4) Молитва об оскорбившем.
|
Некоторые особенности борьбы
|
Необходима постепенность. Пост должен быть в тайне.
|
Следует уклоняться от сладострастных впечатлений.
|
Милостыня требует постепенного навыка и тайны.
|
Необходимо вырабатывать терпение.
|
Добродетель
(обратный путь)
|
Воздержание
|
Целомудрие
|
Нестяжание
|
Кротость
|
|
5. Печаль
|
6. Уныние |
7.Тщеславие |
8. Гордость |
Цепочка
зависимости
|
------->
Мать уныния.
|
------->
Порождение печали
и тщеславия.
|
------->
От чрезмерного тщеславия
рождается гордость.
|
------->
Предел и источник страстей,
корень зла.
|
Определение
|
Греховная скорбь
(от внешнего источника).
|
Чувство внутренней неудовлетворённости
и опустошения
(от внутреннего состояния).
|
Пристрастие к тщетной (напрасной) славе человеческой, любовь к почестям.
|
Чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; заносчивость, высокомерие, зазнайство.
|
Виды
|
1) Печаль от убытка, потерь, неисполнения
2) От опасения, страха и забот.
3) От предшество-вавшего
гнева.
|
1) Уныние, вгоняющее в сон: лень.
2) Уныние (скука), гонящее из дому в поисках общения и развлечения.
|
1) Превозношение плотскими преимуществами, талантами и видимыми вещами.
2) Превозношение духовными подвигами.
|
1) Презрение к ближним.
2) Приписывание всех добрых дел себе.
|
Особенности
проявления
|
1) Чувство грусти, душевной горечи.
2)Беспокойство
Чаще проявляется в душе человека, имеющего глубокую привязанность
к земному.
|
Выгорание, суетливость, рассеянность в молитве.
Крайняя степень уныния – отчаяние и самоубийство.
|
Жажда признания, похвал.
Тщеславие сопутствует всем добродетелям.
|
Обида, самолюбие, неуступчивость, правдоискательство,
самооправдание, ропот,
потребительское отношение к Богу, Церкви и людям, своеволие, эгоизм, отсутствие великодушия.
|
Благодатное призвание (замысел)
|
Творческая деятельность человека.
1Кор. 3:9
|
Плоды
человеческого труда.
Ин. 15:5
|
Освящение плодов труда, прославление Бога в своих делах.
Мф. 6:9
|
Стяжание Богозаповеданного достоинства, обожение.
Ин. 17:21
|
Естественная потребность человека после грехопадения.
|
Необходимость труда.
|
Построение цивилизации.
|
|
|
Какую заповедь нарушает страсть
|
Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим
богатство войти в Царствие Божие!
Лк. 18:24
|
…должно всегда молиться и
не унывать…
Лк. 18:1
|
…не будь, как лицемеры…
Мф. 6:5
|
Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.
Притч. 16:18
|
Св. Писание о страсти
|
2Кор. 7:9-10
|
Пс. 41:6
|
Мф. 6:1,5,16
|
Иак. 4:6; 1Кор. 13:4; Дан. 4:34;
Иер. 50:31-33
|
Средства борьбы
|
1) Молитва со слезами.
2) Милосердие.
3) Ненавидение мiра.
4) Размышление о будущих благах и блаженстве в раю.
5) Принятие всего происходящего как дара Божьего.
6) Славословие Бога.
|
1) Труд.
2) Усердие в молитве и ко всякому
доброму делу. Воспитание самопринуждения.
3) Терпение.
4) Распорядок.
5) Память смерти.
6) Избегать лишней информации.
7) Удаляться тунеядцев.
|
1) Незамечание похвал.
2) Недоверие своим добродетелям.
3) Стремление не выделяться при других.
4) Скромность в речи, одежде.
5) Самопосрамление,
сокрушение о грехах.
6) Молчание.
|
1) Память о своих грехах, память смертная, размышление о благодеяниях Божиих, вплоть до страданий и смерти крестной.
2) Самоукорение.
3) Просьбы о прощении или помощи у других людей.
4) Молитва о всех, даже самых простых нуждах.
5) Приписывание всех добрых дел Богу.
6) Послушание духовнику.
|
Некоторые особенности борьбы
|
Молитвы благодарения.
|
Полезно чтение
житий подвижников.
|
Следует сравнивать себя с образом человека, который преподал Христос.
|
Для излечения крайних степеней гордости может помочь тяжёлый физический труд.
|
Добродетель
(обратный путь)
|
Надежда
|
Трезвение
|
Смирение
|
Любовь
|
Гордыня
Погибели предшествует гордость, и падению – надменность.
Притчи 16:18
Человек, подверженный Гордыне, приписывает свой успех и достаток только себе самому, своим исключительным качествам. Он общается лишь с теми, кого считает равными себе, ни во что не ставя остальных. Например, навороченный джип не уступит дорогу «Жигулям», ибо водитель считает себя круче крутого. Но Гордыня и самомнение незаметно приводят к отчуждению от всего остального мира. Если же человек утратит основу своей Гордыни (например, разорится), им тут же завладеют Гнев – злоба на обидчиков, Зависть – к своему бывшему окружению и Уныние – опустошённость и апатия от неумения приспособится к своему новому качеству бедняка. Гордыня сковывает разум и имеет в основе тщательно скрытый комплекс неполноценности. А душа? Душа и Гордыня с большим трудом уживаются вместе.
Порождения грехов: надменность, самолюбие, честолюбие, лицемерие и притворство, высокомерие в манерах, хвастовство в словах, пышность в одежде, неумеренность желаний, недружелюбие, дух мщения, презрение к ближнему и любой грех противный любви, чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; заносчивость, высокомерие, зазнайство. Обида, самолюбие, неуступчивость, правдоискательство, самооправдание, ропот, потребительское отношение к Богу, Церкви и людям, своеволие, эгоизм, отсутствие великодушия.
- сомневались в бытии Бога;
- отрицали бытие Бога;
- хулили Бога (оскорбляли, презирали);
- отрекались от Бога;
- переходили в другую веру;
- уходили в раскол, в секту;
- распространяли ложное учение (ересь);
- упрямо стояли в заблуждении, спорили, противоречили вероучению Православной Церкви в догматах и канонах;
- не признавали грехи грехами (особенно смертные) в соответствии с Евангелием, некоторые из грехов не считали таковыми, не оценивали свои поступки, слова, мысли, чувства с точки зрения заповедей Божиих, борьбу с грехами не вели, не каялись в грехах, говорили: «А какие у меня грехи? Никого не убивал», и т.д.;
- устанавливали собственные заповеди и правила жизни, противоположные Евангелию, и руководствовались ими;
- не признавали Бога Творцом, а себя и весь мир – творением;
- утверждали, что все религии равны и ведут к одному Богу;
- считали, что в Церковь ходить не обязательно, а достаточно просто верить;
- считали, что для спасения достаточно только верить, а как верить – не важно;
- произвольно понимали Священное Писание, не читали толкований;
- отвергали многовековой опыт Церкви, искали свою дорогу к Богу;
- требовали от священника прощения грехов без покаяния, без изменения жизни;
- считали, что достаточно только назвать грех на Исповеди, не исправляя его, и он автоматически простится;
- обвиняли Бога в собственных грехах, оправдывая совершенные грехи словами: «Видно, так Богу было угодно, коль я согрешил»;
- дерзали причащаться без правильной веры, без покаяния, с нераскаянными смертными грехами, без борьбы со страстями (такое причащение оборачивается в осуждение и в смерть вечную);
- дерзали причащаться, находясь на епитимии;
- не имея препятствий, причащались реже, чем раз в три недели (Дух Святой отлучает таких от Церкви – так гласит 80-е правило Шестого Вселенского Собора);
- колдовали, ворожили, гадали, «лечили» заговорами, кодировали, вызывали духов, контактировали с НЛО, пытались «воскресить» умершего, входили в «общение» с умершими, занимались экстрасенсорикой, медитацией, аутотренингом, – тем самым входили в общение с демонами;
- обращались к колдунам, магам, чародеям, «целителям», «бабкам», экстрасенсам, «ясновидящим» и пр., тем самым пользовались услугами демонов;
- верили во всевозможные приметы и суеверия, доверяли снам, строили жизнь по сонникам и гороскопам;
- льстили себе, что чисты от грехов, святы, достойны Божественных Откровений и впечатлений, что достойны общения с ангелами, видения ангелов, святых, Господа, Пресвятой Богородицы;
- искушали Господа, говоря: «Если Ты есть, то исполни то, что я прошу, а если не исполнишь, то Тебя нет»;
- попытка самоубийства (самоубийство является единственным грехом, который не может быть прощён Богом по причине невозможности покаяния согрешившего, потому что после смерти покаяние уже не действует. Этот грех утягивает душу на самое дно ада);
- верили по расчету: ожидали от Бога благ в обмен на немощные попытки христианской жизни;
- ожидали от Бога того, чего нам самим хочется;
- обижались на Бога, если не решались наши проблемы;
- верили только тогда, когда всё складывалось по-нашему;
Борьба:
1) Память о своих грехах, память смертная, размышление о благодеяниях Божиих, вплоть до страданий и смерти крестной.
2) Самоукорение.
3) Просьбы о прощении или помощи у других людей.
4) Молитва о всех, даже самых простых нуждах.
5) Приписывание всех добрых дел Богу.
6) Послушание духовнику.
Для излечения крайних степеней гордости может помочь тяжёлый физический труд.
2
Тщеславие
-
чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
-
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
-
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Мф. 6:3-6
Пристрастие к тщетной (напрасной) славе человеческой, любовь к почестям.
1) Превозношение плотскими преимуществами, талантами и видимыми вещами.
2) Превозношение духовными подвигами. Тщеславие сопутствует всем добродетелям. Жажда признания, похвал.
Порождения грехов:
- Рисковали жизнью ради того, чтобы прославиться среди людей; отрекались от веры, чтоб не потерять авторитет в обществе;
- одобряли смертные грехи, чтобы сохранить уважение к себе со стороны безбожников; согрешали смертно, чтобы не быть «белой вороной»;
- приступали к церковным таинствам напоказ (например, венчались, потому что это теперь модно);
- стыдились отстаивать истину (догматы, каноны, заповеди, если кто-то грубо их попирал);
- стыдились исповедовать свои грехи (особенно срамные), чтобы не потерять авторитет и уважение в глазах священника, утаивали грехи;
- услаждались своим мнимо-духовным состоянием;
- пресмыкались перед начальниками, сильными мира сего, чтобы получить их внимание и расположение;
- приписывали своим заслугам блага, получаемые от Бога (говорили: «я сделал…», «я вырастил…», «я приобрел…», «я преуспел…» и пр.);
- желали похвалы от людей и искали авторитета – хотели, чтобы нас уважали, чтобы с нами считались, стремились быть впереди;
- искали славы человеческой, земных почестей, должностей и званий;
- смаковали свои достоинства, не видели собственных недостатков;
- хвастались, приукрашивали речь, преувеличивали для большей убедительности;
- приобретали знания, опыт, мастерство не ради того, чтобы послужить ближним или Отечеству, а ради собственного престижа;
- желали обучаться только в престижных учебных заведениях;
- следовали моде, желали красивой одежды, украшений, изысканной мебели, вещей и пр., чтобы не отстать от других или быть впереди;
- положительно оценивали свои душевные качества (самодовольство);
Борьба:
1) Незамечание похвал.
2) Недоверие своим добродетелям.
3) Стремление не выделяться при других.
4) Скромность в речи, одежде.
5) Самопосрамление, сокрушение о грехах.
6) Молчание
Следует сравнивать себя с образом человека, который преподал Христос.
3
Уныние
…должно всегда молиться и не унывать…
Лк. 18:1
Чувство внутренней неудовлетворённости и опустошения (от внутреннего состояния). Уныние, в отличие от печали, более связано с леностью, духовным и телесным расслаблением. Уныние не зря святые отцы называют «бесом полуденным», борющим подвижника в середине дня, склоняющим монаха ко сну после обеда и отвлекающим его от молитвы. Следует помнить, что для монаха (особенно в древности) 12 часов дня – это действительно половина, середина дня, ведь встают монашествующие рано, и, по монашескому обычаю, трапеза совершается дважды в день: в обед и ужин.
1) Уныние, вгоняющее в сон: лень.
2) Уныние (скука), гонящее из дому в поисках общения и развлечения.
Выгорание, суетливость, рассеянность в молитве.
Крайняя степень уныния – отчаяние и самоубийство.
Борьба:
1) Труд.
2) Усердие в молитве и ко всякому доброму делу. Воспитание самопринуждения.
3) Терпение.
4) Распорядок.
5) Память смерти.
6) Избегать лишней информации.
7) Удаляться тунеядцев.
Полезно чтение житий подвижников.
4
Печаль
Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
Лк. 18:24
Греховная скорбь (от внешнего источника).
1) Печаль от убытка, потерь и неисполнения.
2) От опасения, страха и забот.
3) От предшествующего гнева.
Печаль имеет много названий: огорчение, тоска, горе, скорбь, хандра, меланхолия, отчаяние. Иногда печаль называют унынием, хотя большинство святых отцов разделяют эти две страсти. Сейчас чаще всего называют печаль депрессией. Депрессию, тревожность (а это тоже проявление депрессии) психиатры и психотерапевты называют раком XXI века, чумой нашего времени. И хотя в современном мире некоторые страсти достигли невиданных пределов, печаль, отчаяние, потеря смысла жизни приобрели характер настоящей эпидемии. Печаль преподобный Нил Синайский называет «червем в сердце». Эта страсть, как рак, разъедает человека изнутри, может довести его до полного изнеможения (а иногда до смерти), если не начать бороться с ней.
Что такое страсть печали, депрессия? Это затянувшееся, болезненное состояние души. Печаль становится зависимостью, мы начинаем служить ей, и она, как и всякий идол, требует жертв. Человек, находившийся в состоянии депрессии и сумевший с помощью Божией преодолеть ее, с ужасом вспоминает о своем прошлом как о кошмарном сне. Все, что беспокоило его тогда, представлялось чудовищной проблемой, кажется потом смешным и нелепым. И вообще говоря, печаль – это легкое помешательство; в депрессии человек не способен адекватно оценивать обстоятельства жизни, людей и себя самого. Какие мысли обычно вертятся в голове у страдающего печалью? «Все плохо, в моей жизни нет ничего хорошего; меня никто не любит, не понимает; в моей жизни нет никакого смысла». И, конечно, не обходится без самобичевания: «Я самый несчастный, я неудачник, я глупый никчемный человек, приношу людям одни страдания». При всех этих настроениях самое тревожное и абсурдное – категоричность суждений: все, ничего, никто, самый и проч. Любому здоровому, вменяемому человеку, не находящемуся в состоянии затяжной депрессии, понятно, что не может быть все плохо. Это абсурд, бред. У каждого человека есть возможности для жизни и счастья. Просто депрессивный человек этого упорно не хочет замечать. Наверняка, у него есть здоровье (в той или иной степени), руки, ноги, голова, органы чувств, есть какое-то дело, работа, есть умения, навыки, есть близкие люди, родственники и друзья, а значит, есть возможность любить и быть любимым. И любой это понимает. И ясно как дважды два: в человеке, страдающем печалью, говорит не его разум, а кто-то другой. Кто? Его страсть, она завладела его душой и сознанием. Но, как мы помним, страсти не есть принадлежность, собственность нашей души, они приходят извне, мы их только впускаем в душу. Теперь ясно, кто нашептывает нам мысли о бессмысленности жизни и нашей полной несостоятельности? Бес печали. И мы покорно слушаем его, принимая его «послания» за свои собственные мысли. Здесь следует вспомнить, как бороться с дурными мыслями, – об этом уже шла речь в статье «Борьба с помыслами». Принцип тот же: не считать их своими и не допускать в дом нашей души. А если они уже здесь, гнать их метлой и поскорее селить на их место других квартирантов, то есть светлые, добрые мысли.
Борьба:
1) Молитва со слезами.
2) Милосердие.
3) Ненавидение мiра. В написании различают «мiр» (социум, иногда – тварная вселенная в целом)
4) Размышление о будущих благах и блаженстве в раю
5) Принятие всего происходящего как дара Божьего.
6) Славословие Бога.
5
Гнев
…всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…
Мф. 5:22
Потеря душевного равновесия.
1) Внутренний (смущение, раздражение).
2) Внешний.
3) Злопамятство (мстительность, обида).
Гнев обычно имеет причиной неудовлетворённость каких-либо страстей
Если человек увидит себя в зеркале в припадке гнева, ярости, он просто ужаснется и не узнает сам себя, настолько изменился его облик. Но гнев помрачает не только и не столько лицо, сколько душу. Гневающийся становится одержим бесом гнева. Большинство убийств происходят не с целью ограбления, не с целью убрать свидетелей или конкурентов, а просто в пылу ссоры или драки. Конечно, как правило, дело здесь не обходится без алкоголя. И вот друзья, приятели, а иногда и самые близкие, родные друг другу люди, еще недавно вместе выпивавшие, в приступе пьяного гнева хватаются за ножи, тяжелые предметы – и происходит непоправимое. В скупых милицейских сводках это называется «убийством на бытовой почве». И таких убийств, я повторяю, подавляющее большинство.
Убийство, конечно, крайнее выражение гнева. Но даже если дело не доходит до физического насилия, любые проявления гнева убивают нашу душу изнутри и разрушают наши отношения с ближними. Сколько браков распалось из-за постоянных ссор и споров между супругами, сколько родственников и бывших друзей годами не общаются, поссорившись когда-то из-за каких-то пустяков!
Борьба:
1) Воздержание в пище.
2) Молчание уст при смущении сердца.
3) Просьба о прощении обид перед теми, кого обидел.
4) Молитва об оскорбившем.
Необходимо вырабатывать терпение.
6
Сребролюбие
Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть.
Евр. 13:5
1) Жадность – страсть к обладанию.
2) Скупость – страсть к сохранению.
Жадность хочет захватить чужое, скупость боится отдать свое. Жадность может принимать форму предпринимательства, коллекционирования, хищения. Внешне может быть похожа на бережливость.
Сребролюбие является матерью гнева и печали. Преподобный Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: «Волны не оставят моря, а сребролюбца не оставят гнев и печаль» (Леств. 17:10). В другом месте он же дает такое наставление в отношении этой страсти: «Сребролюбие есть корень всех зол (1 Тим. 6, 10), и оно действительно таково, ибо производит ненависть, хищения, зависть, разлучения, вражды, смущения, злопамятство, жестокость и убийства» (Леств. 17:14).
Служение материальным благам особенно отводит человека от духовных ценностей. Его душа замещается другим, он становится в полном смысле слова материалистом. Помыслы и думы о земных благах и ценностях не оставляют место для духовного. Вот почему сказано: «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23).
Богу в нашем сердце нужно место, чтобы за что-то удержаться в душе человека. Тогда человеку можно помочь. А если сердце, душа заняты только материальным? Это не значит, что спастись нищему, бедному легко. Нищета тоже может породить множество пороков: зависть, самолюбие, уныние, ропот и т.д. Но в Евангелии сказано о трудностях спасения для богатого. И из истории видно, что и Христос, и апостолы были очень бедны, не имели, где главу преклонить. Бедных христиан было гораздо больше. Хотя среди святых были люди и весьма богатые: Авраам, цари Давид, Соломон, императоры, князья… Не богатство само по себе является грехом, а отношение к нему. Все, что нам Господь дает: таланты, богатство – не наше. Мы управители, приставники над всем этим, это – Божие. И мы должны не только вернуть то, что нам дано, но и вернуть с процентами, приумножить, используя эти дары на помощь ближним и для спасения души.
Борьба:
1) Милостыня.
2) Укрепление веры в Промысл Божий.
3) Память смертная
Милостыня требует постепенного навыка и тайны.
Старец Паисий Святогорец:
«О милостыне. – Надо размыслить так: «Если бы на месте нищего был Сам Христос, то что я дал бы ему? Безусловно, самое лучшее». Так человек понимает, какова настоящая любовь.
Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Когда я делаю добро, отдохнув, оно недорого стоит.
Человеку, для того, чтобы понять, верно ли он преуспевает в отношении духовном, нужно прежде всего испытывать себя, радуется ли он отдавая, а не принимая. Правильный духовный путь таков: забывать добро, сделанное тобой, и помнить добро, сделанное тебе другими.
Тот, кто не думает о себе, но постоянно, в хорошем смысле этого слова, думает о других – о таком человеке всё время думает Бог.
Многостяжатель в конечном итоге на все свои сбережения покупает вечную муку. Те, кто от чистой любви жертвуют своей жизнью ради ближнего… находят под могильной плитой ключ от вечности».
7
Блуд
Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
1Кор. 6:18
1) Блуд.
2) Прелюбодеяние.
3) Половые извращения.
4) Блуд в помыслах.
Страсти блуда подвержены люди любого возраста. С чего начинается грех блуда? «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5: 28). Вот где начало страсти. Человек впускает ее в сердце, услаждается ею, а там уже недалеко и до телесного греха.
Да, грех исходит из сердца, но в сердце он тоже как-то попадает. Попадает из нескольких источников. Блудная страсть, как говорят святые отцы, напрямую связана с грехом, о котором мы говорили в предыдущей статье, – со страстью чревоугодия, телесного пресыщения и излишнего винопития. «Воздержание порождает целомудрие, чревоугодие же есть матерь блудной похотливости». Вспомним еще: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5: 18). Любообъедение – страсть плотская, и обуздать ее можно, приучая плоть к воздержанию и умеренности. Жирная, сытая, острая пища, обильное винопитие – все это очень горячит кровь, вызывает игру гормонов, возбуждает. Это общеизвестный факт.
Другой фактор, влияющий на буйство плоти, – это нехранение зрения и других чувств. Конечно, у нас нет еще такого чудовищного разврата, в котором утопал Древний Рим, хотя мы приближаемся к этому. Но вот такой пропаганды и рекламы этого греха Рим точно не знал. В статье о средствах массовой информации уже немало было сказано про это. Не только телеэфир (телевизор хотя бы можно выключить), но и улицы наших городов наполнены изображениями обнаженных тел. Притом бесстыдные рекламные щиты порой «украшают» самые напряженные трассы. Думаю, что аварийность около таких плакатов повышается в несколько раз. Один московский священник как-то не выдержал, принес большую лестницу и на огромном непристойном плакате написал черной краской: «Лужков, ты мэр Содома?». Конечно, все это делается, чтобы разложить, ослабить нацию. Известный факт: Гитлер распространял на оккупированных территориях порнографию и противозачаточные средства. Притом что в самой Германии порнография была запрещена.
Борьба:
1) Воздержание от излишних пищи, вина, сна. Воздержание языка.
2) Исповедь.
3) Физическая работа.
4) Молитва против блудных помыслов.
5) Чтение Св. Писания.
Священномученик Киприан Карфагенский пишет: «Заповедь о целомудрии относится, во-первых, к телу и вообще к нашей внешности и, во-вторых, к душе и ее внутренним помыслам. Что касается до целомудрия внутреннего, то оно состоит в том, чтобы все доброе мы делали для Бога и пред Богом, а не для людей (по человекоугодию), чтобы подавляли в себе самом зародыши зловредных мыслей и пожеланий; считали всех лучшими себя, никому не завидовали, не предполагали ничего сами от себя, но все относили к воле и расположениям Промысла Божия; памятовали всегда о присутствии Божием, привязаны были к одному Богу, сохраняли свою веру чистой и недоступной никаким ересям и внутреннюю чистоту приписывали не себе, но Спасителю нашему Иисусу Христу, которой Он и есть источник. Внутреннее целомудрие состоит в том, чтобы мы, пока живем, не считали себя завершившими и окончившими подвиг добродетели, но подвизались бы до тех пор, пока смерть не окончит наших дней; чтобы вменяли в тщету труды и печали настоящей жизни, не привязывались и не любили на земле ничего, кроме ближних, и ожидали награды за свои добрые дела не на земле, но от одного Бога на небе»(сщмч. Киприан Карфагенский).
8
Чревоугодие
Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством…
Лк. 21:34
Корень последующих страстей
К проявлениям страсти чревоугодия относятся пьянство, наркомания, курение.
В современном мире царит культ чревоугодия.
Страсть чревоугодия стоит на третьем месте после гордости и блуда. Дьявол всячески культивирует его. Он старается обелить этот грех, и возведя его на степень нормы жизни, опорочить святость.
Христианин, живущий в миру, испытывает разнообразные искушения этой страстью. В современном мире царит культ чревоугодия. Разнообразные рекламы на улицах, по телевизору, по радио пропагандируют определенный стиль жизни, с которым связано потребление вкусной пищи, напитков, вина и прочих продуктов, служащих к удовлетворению этой страсти.
Сознательно и насильственно разжигается пристрастие к утонченной пище, и с детства формируется гортанобесие. Пост высмеивается, и смысл его извращается. Вместо постов насаждается идея диеты, голодания, вегетарианства.
Все это становится нормой жизни. Людей превращают в жующих и постоянно ядущих животных, как бы идущих на заклание.
Вкусно поесть, сходить в кафе, ресторан – стало обычным времяпрепровождением для многих людей. Врачи, не знакомые с традицией аскетического воздержания Восточной христианской церкви, абсолютизируя значение диет, технологий, здоровья тела, без рассуждения запрещают больным воздерживаться в пище и навязывают свои медицинские воззрения.
Борьба:
1) Соблюдение постов.
2) Еда только в установленное время.
3) Окончание трапезы до сытости.
4) Простая пища.
5) Воздержание от алкоголя.
6) Питаться, а не лакомиться.
Воздержание. Это слово обычно вызывает неприязнь у людей мира. Да и для многих христиан воздержание чуждо и непонятно. А между тем воздержание — одна из первоначальных, всегда необходимых добродетелей христианина и является одновременно и условием стяжания, и плодом сопребывания с ним Духа Святого Божия (Гал. 5:23).
Но что надо понимать под словом «воздержание»?
Это — удерживание себя от исполнения тех своих желаний, которые не согласуются с Божией волей, не дают пользы душе, не обогащают ее духовно, не служат к накоплению ею «сокровищ» в Царстве Небесном.
Священник Павел Гумеров и др. ист.
Мы часто недоумеваем, почему нам никак не удается расстаться с какими-то своими грехами. Мы были бы рады не делать того, что делаем, но продолжаем, словно мы – безвольный механизм, выполняющий заложенную в него программу.
Страсти слишком глубоко вошли в нас, мы воспринимаем их как свои природные потребности, и потому преодолеть их своими силами не удается. И хотя никто еще не умер, отказавшись от алкоголя или блудных отношений, мы грешим так, словно умрем, если не согрешим.
Но если бы в руки нам дали ядовитую змею, то разве согласились бы мы с ней играть? Важно понять, что любая греховная страсть – это змея, которая жалит душу и отравляет ее сатанинским ядом. И потому за принцип себе надо взять: лучше умру, но не согрешу.
Праведный Алексий Мечёв говорил: «Нужно, чтобы грех опротивел, чтобы всё это перегорело внутри, в сердце, когда начнешь вспоминать… И вот тогда-то уж грех нам будет противен и мы уже не вернемся к нему». Имея антипатию к страсти, мы будем сторониться ее. Имея любовь к Богу, мы будем устремляться к Нему.
Пастырь добрый. Мозаика
Победить страсть полностью возможно только с Богом. Для упомянутого нами Егора не было иных вариантов, для него Бог был не теоретической истиной, а единственной Реальностью, Которая может помочь. Молитва Богу от сердца, с крепкой надеждой, с желанием спастись, способна вершить настоящее чудо. Решимость сердца и горячая молитва открывают врата души Богу, а Его благодать производит внутри переворот, очищает и освобождает, спасает и исцеляет.
Церковь учит нас владеть своими естественными потребностями, отказываться от еды и питья в определенное время года или суток (посты и евхаристическое воздержание). Это бесценный опыт владения собой, когда естество требует своего, но ты становишься выше его потребностей.
Если мы учимся отказывать себе в том, что естественно – еде и питии, то можем научиться отказывать в том, что противоестественно – страстях и греховных влечениях. Ты не умрешь от того, что не соблудишь или не пройдешь очередной уровень компьютерной игры. Напротив, только тогда ты и почувствуешь подлинную жизнь. Научившись побеждать свои пожелания в малом, возможно достичь победы и над долговременными своими страстями.
Конечно, в жизни каждого конкретного человека есть свои особенности, и значит, у каждого формируется свой опыт борьбы с грехом. Но Бог назвал Себя нашим Небесным Отцом независимо от наших личных особенностей. Нет греха, который не был бы прощен за покаяние, и нет страсти, которая не искоренилась бы всеисцеляющей помощью Божией. А преподобный Силуан Афонский писал: «Тем, кто борется с грехом, Господь дает не только прощение, но и благодать Святого Духа, Который радует душу и дает ей глубокий и сладкий мир».
(Священник Валерий Духанин)