Летопись прихода
« НазадО его имени сознательно умалчивают. Любому большевистскому или либеральному писателю средней руки XX века посвящено больше публикаций, конференций и критики, нежели Краснову. Его наследию закрыта дорога для изучения в Российских университетах, даже на литературных кафедрах. Но это только пока. Единицы, открывшие для себя творческое наследие Петра Николаевича Краснова, уже не могут расстаться с этим бесценным даром, но переживают вместе с его героями историю своей страны, с её славой и болью, выносят из его книг столь ценное осознание действительности как продолжения единой нити времен.
Открыв для себя мир творений Петра Николаевича Краснова, не перестаешь удивляться простоте, красоте и богатству его языка, точности его образов, а главное – неподдельной искренности автора.
В его произведениях – красота русского быта, правда русской трагедии и вера в возрождение России.
Петр Николаевич – это наш русский писатель, который, питаясь своими казачьими корнями, пронёс через свою жизнь самозабвенную и пламенную любовь к Родине, который до конца своих дней оставался верен своей присяге, данной им однажды Государю Императору.
Отмечая сегодня очередную веху, очередную дату со дня рождения писателя, хочется верить, что всё большее число людей приобщится к его творениям, что его имя в сознании нашего народа встанет в один ряд с великими русскими классиками. Это станет исторической справедливостью, реабилитацией тех страшных поражений, которые принесла нашему народу революция и «красная чума», последствия которой не изжиты до сих пор.
Напоминаем, что в библиотеке прихода Крестовоздвиженского казачьего собора имеются десятки произведений Петра Николаевича Краснова, которые с радостью будут предложены всем интересующимся этим выдающимся писателем.
Редакция газеты "Воздвижение"
Опыт библиографии Петра Краснова
Максим Ивлев, Алексей Кузинков
Литературное творчество Петра Николаевича Краснова представляет собой огромный, чрезвычайно разноплановый и еще сравнительно малоисследованный пласт русской литературы конца XIX – первой половины XX века. Краснов был чрезвычайно плодовитым писателем, и его неиссякаемая работоспособность просто поражает – только вышедшие отдельными изданиями его произведения составляют десятки томов! Причем, надо учесть, что частенько работать ему приходилось в условиях совершенно неподходящих для творчества, вдали от тиши кабинетов и библиотек.
Среди этих трудов есть антикоммунистическая публицистика и повести с авантюрно-приключенческим сюжетом, исторические романы и произведения в жанре фантастики и альтернативной истории, путевые дневники, воспоминания, исторические исследования, романы и повести из современной ему жизни и специальные военные работы. Пожалуй, только стихов и поэм не найдем мы в его обширном литературном наследии.
Хорошо известно, что Краснов очень рано начал заниматься литературой – впервые он стал писать еще гимназистом в двенадцатилетнем возрасте, когда выпускал в нескольких экземплярах домашний журнал «Юность», где сам выступил в роли автора, редактора и издателя, опубликовав в нем детские рассказы на темы из русской истории. Несомненно, что он имел наследственные способности к литературе. Первым за перо взялся еще его дед – генерал Иван Иванович Краснов, а отец его, Николай Иванович, Генерального штаба генерал-лейтенант, уже вполне профессионально работал на ниве литературы и опубликовал несколько художественных произведений и исследований по истории казачества. Два брата Петра Краснова – Андрей Николаевич и Платон Николаевич также оставили свой яркий след в науке и литературе.
17 (29) марта 1891 года молодой хорунжий Лейб-Гвардии Атаманского полка Петр Краснов опубликовал свою первую, из числа многих сотен последующих, статью – «Казачий шатер - палатка полковника Чеботарева» в официальной газете Военного министерства «Русский Инвалид». Этот день знаменует собой начало литературно-публицистической деятельности будущего писателя. С этого времени его статьи и очерки под общим для тех лет названием «фельетоны» регулярно помещаются на страницах этого издания. В последующем он начинает публиковаться в «Петербургском Листке», «Биржевых Ведомостях», «Петербургской Газете», «Отдыхе», «Военном Сборнике», «Военном Обозрении», «Военном Журнале», «Разведчике», «Вестнике Русской Конницы», «Русском Кавалеристе», «Руси», «Новом Времени», «Вокруг Света», «Ниве» и приложениях к ней.
В 1893 году выходит из печати первая книга Краснова – сборник «На озере». Тема казачества и вообще воинской службы на длительное время становится главной в творчестве молодого писателя, а начиная с 1896 года книги его выходят практически ежегодно.
В «Русском Инвалиде» Краснов, помимо собственного имени, часто пользуется псевдонимом «Гр.А.Д.». Тайна этого псевдонима проста – «Град» - это было имя его любимой скаковой лошади Стрелецкого государственного завода, верно прослужившей Краснову много лет.
В 1901 году, в качестве корреспондента «Русского Инвалида» Краснов следит за ходом Боксерского восстания в Китае, а в 1904–1905 годах, опять же, как военный корреспондент находится на театре военных действий Русско-Японской войны. Здесь следует отметить, что, будучи военным корреспондентом П.Н.Краснов не только регулярно публиковал в газете статьи под общей рубрикой «На войне», но и неоднократно лично участвовал в боевых операциях под Ляояном, на реке Шахэ и под Мукденом. Репортажи Краснова с Дальнего Востока обратили на себя внимание Николая II и по прибытии с войны в Петербург, он был приглашен в Царское Село на аудиенцию к Императору, о чем осталась запись в дневнике последнего.
Кстати, парируя многим прошлым и нынешним псевдо-знатокам Краснова, следует здесь привести только одно из очень многих его высказываний, свидетельствующее о крайне уважительном, если не сказать благоговейном, отношении Донского атамана к личности покойного Императора:
«Государь Император знал и меня лично. Мне приходилось иметь счастье неоднократно представляться Его Величеству. Я подносил Государю для Него и для Наследника Цесаревича Алексея Николаевича свои труды – «Атаманскую Памятку», «Картины былого Тихого Дона», «По Азии» и «Год войны». Государь постоянно читал фельетоны, подписанные «Гр.А.Д.», и некоторые возвращались Военному министру с собственноручной отметкой Государя синим карандашом, требовавшей справки. Знала меня и Государыня Императрица Мария Федоровна» (П.Н.Краснов «На рубеже Китая», Париж, 1939, стр. 8-9). Причем написано это было в эмиграции и много лет спустя после революции и Гражданской войны, в самом преддверии Второй Мировой, когда ничто казалось уже не связывало с присягой и моральным долгом к бывшему царю.
Стоит отметить, что помимо основной своей воинской службы и работы в качестве корреспондента и писателя, с 1908 по 1911 год П.Н.Краснов был помощником редактора журнала «Вестник Русской Конницы», издаваемого при Офицерской кавалерийской школе в Петербурге.
Во время Первой Мировой (или, как тогда говорили – Великой) войны, Краснов, почти все время находясь в гуще боевых действий, тем не менее умудряется не бросать и литературных занятий. Видимо это уже вошло у него в естественную жизненную необходимость. Он переиздает несколько своих произведений, а в госпитале, после ранения, приступает к написанию замечательного сборника новелл «Венок на могилу неизвестного солдата Императорской Российской Армии», завершенного уже в эмиграции в 1923 году. Поэзия в прозе – именно так можно охарактеризовать это проникнутое тончайшим лиризмом, потрясающее жестокой правдой произведение, ставшее заслуженно своего рода реквиемом старой Императорской армии.
Даже в грозовые годы Гражданской войны генерал Краснов успевает что-то написать и опубликовать. Еще в конце 1917 года, в Великих Луках, он составил «Описание действий 3-го Конного корпуса под Петроградом против Советских войск с 25 октября по 8 ноября». Это «Описание», в котором были воспроизведены все приказы самого Краснова и главковерха Керенского, все телеграммы и юзограммы, относящиеся к походу было напечатано в количестве 100 экземпляров в типографии штаба корпуса. При разгроме штабного эшелона в Царицыне все книги были уничтожены, а единственный экземпляр, остававшийся у Краснова был передан им известному кадету П.Н.Милюкову и пропал впоследствии в Киеве.
Скрываясь весной 1918 года от большевиков в станице Константиновской на Дону, Краснов пишет там свой приключенческий роман «У подножия Божьего трона». На следующий год роман был напечатан в Новочеркасске, тиражом тысяча экземпляров и разошелся по рукам, почти не поступая в продажу.
В сентябре 1919 года Краснов прибыл из Эстонии в Северо-Западную армию генерала Н.Н.Юденича, где не получив никакой строевой должности занялся пропагандой и стал помогать знаменитому русскому писателю А.И.Куприну редактировать белогвардейскую газету «Приневский Край», название которой он сам же и придумал. В газете он публикует страстные и яркие статьи в антибольшевистском и патриотическом духе.
В эмиграции проявился настоящий расцвет творчества Петра Николаевича Краснова. Лишенный возможности сражаться на поле брани, главным своим оружием в это время он сделал литературное перо. Проживая в Париже и Берлине, он пишет в этот период свои лучшие романы, повести, статьи и исследования.
Уже в 1921 году, в первом томе «Архива Русской революции», издававшимся И.В.Гессеном в Берлине, выходят воспоминания Краснова о событиях 1917 года – «На внутреннем фронте». Эти воспоминания частично заполнили лакуну, образовавшуюся после гибели всего тиража «Описаний действий 3-го Конного корпуса под Петроградом», уничтоженного большевиками. Они издавались потом множество раз и даже были перепечатаны пиратским способом в СССР издательством «Прибой» в Ленинграде и в сборнике «Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев».
На следующий год, в том же «Архиве Русской революции», в томе пятом выходит продолжение этих воспоминаний – «Всевеликое Войско Донское», также переизданное потом много раз.
Наверное, самое значительное произведение автора – роман в четырех томах «От Двуглавого Орла к красному знамени» вышел первым изданием там же, в Берлине в 1921 году. Роман этот писался начиная с весны 1918 года, и сразу же по выходу в свет завоевал блистательный успех у публики. Роман выдержал несколько изданий в Зарубежье только на русском языке – дважды в Берлине, а также в Риге, Нью-Йорке и Сан-Франциско. По некоторым сведениям, малым тиражом, в первой половине 20-х годов он был переиздан в СССР «для служебного пользования». Был переведен на двенадцать иностранных языков и уже в середине 20-х годов экранизирован. Это поистине грандиозная эпопея русской жизни конца XIX - начала XX века, охватывающая войны и революции, эпопея, которую сравнивали с толстовской «Войной и миром», как по заданию, так и по исполнению.
По вполне понятным причинам, роман этот не могли увидеть и прочитать граждане страны Советов – он был снят со спецхрана только в 1990 году, а с тех пор уже несколько раз переиздан в России.
Благодаря тому, что многие произведения Краснова имели несомненный коммерческий успех, он мог позволить себе относительно безбедно проживать в Европе, исключительно за счет литературных публикаций. Книги у него выходили каждый год, не считая переизданий и многочисленных переводов на все европейские языки. Только на немецкий было переведено полтора десятка его повестей и романов и по весьма приблизительным оценкам, в одной только Германии было продано более двух миллионов его книг. Некоторые произведения добивались престижных международных призов, как, например роман «Ненависть», получивший в 1936 году третью премию французского Католического Института за «лучший антибольшевистский роман».
Наверное, первые попытки создания библиографии Петра Николаевича Краснова были сделаны им самим в 30-х годах, когда в выходивших книгах были перечислены многие произведения автора изданные в Зарубежье. В 1968 году редактором эмигрантского кадетского журнала «Военная Быль» Алексеем Герингом была предпринята попытка перечислить основные произведения Краснова, изданные в эмиграции в «Материалах к библиографии Русской военной печати за рубежом» (Париж, 1968). В последние годы составить полную библиографию произведений Краснова опубликованных за границей неоднократно предпринимал ростовский исследователь казачьего Зарубежья Константин Николаевич Хохульников в серии изданных им книг.
Сейчас же мы постарались привести в хронологическом порядке список основных произведений Петра Краснова, выпущенных отдельными изданиями не только в эмиграции, но и в дореволюционной России, а также в период гражданской смуты. В этот список не входят произведения, переизданные с начала 90-х годов в нынешней России и других странах СНГ. Список в основном, охватывает только первые издания и, как видится нам, на сегодняшний день наиболее полный, но несомненно нуждающийся в уточнениях и исправлениях.
Следует отметить, что многие книги П.Н.Краснова изданные в эмиграции выходили без указания места или даты издания, и поэтому здесь могут быть некоторые разночтения.
Библиография Петра Николаевича Краснова
(В хронологическом порядке)
- «На озере». СПб, 1893 - сборник (повесть и рассказы).
- «Атаман Платов». СПб, 1896 - исторический роман в двух частях.
- «Донцы. Рассказы из казачьей жизни». СПб, 1896, (второе издание - СПб, 1909).
- «Донской казачий полк сто лет тому назад». СПб, 1896.
- «Казаки в начале XIX века». СПб, 1896 - исторический очерк.
- «Ваграм. Очерки и рассказы из военной жизни». СПб, 1898, (второе издание - СПб, 1909).
- «Атаманская памятка. Краткий очерк истории Л.-Гв. Атаманского Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича полка. 1775-1900». СПб, 1898, (второе издание - СПб, 1900).
- «Казаки в Африке. Дневник начальника конвоя Российской Императорской миссии в Абиссинии в 1897-98 году». СПб, 1899, (второе издание под названием «Казаки в Абиссинии», СПб, 1900, третье издание - СПб, 1909).
- «Суворов. История генералиссимуса, князя Италийского, графа Рымникского Александра Васильевича Суворова для юношества, народа, солдат и народных чтений». СПб, изд. журнала «Отдых», 1900.
- «Борьба с Китаем. Популярный очерк столкновения России с Китаем в 1901 году». СПб, издание газеты «Русское чтение», 1901.
- «Любовь абиссинки и другие рассказы». СПб, 1903.
- «По Азии. Путевые очерки Манчжурии, Дальнего Востока, Китая, Японии и Индии». СПб, 1903.
- «Памятка о русских героях. Смерть рядового 284-го пехотного Чембарского полка Василия Рябова». Асхабад, издание К.М.Федорова, 1904.
- «Год войны. 14 месяцев на войне. Очерки Русско-Японской войны с февраля 1904 года по апрель 1905 года». СПб, том 1 - 1905, том 2 - 1911.
- «Затмение». СПб, 1905 – рассказ.
- «Погром». СПб, 1907, (второе издание - Пг., 1915) - роман из Русско-Японской войны.
- «Картины былого Тихого Дона». СПб, 1909, (второе издание - Новочеркасск, 1913).
«Сборник повестей и рассказов в двух томах». СПб, книгоиздательство «Национализм и прогресс», том 1 - 1909, том 2 - 1910 (1 том: «В манчжурской глуши»; «Сотник гроба Господня»; «Темною душною ночью»; «Баклановский суд»; «Маленькая подвела»; «Клодина уходит»; «Окровавленные руки»; «Рождество под Араратом»; 2 том: «Элла Рулит»; «Оболдуй»; «Тринадцать»; «Страшно и смешно»).
- «Российское победоносное воинство. Краткая история русского войска от времён богатырей до Полтавской победы». СПб, 1910.
- «Русско-Японская война. Восточный отряд на реке Ялу. Бой под Тюренченом». СПб, 1911.
- «Записная книжка 1-го Сибирского казачьего Ермака Тимофеева полка». Место издания - Верный или Джаркент, 1911.
- «Донцы и Платов в 1812 году». М., 1912.
- «Мир тайн. Повести из таинственной жизни и мистических явлений». СПб, 1913 (переиздание 1-го тома «Сборника повестей и рассказов в двух томах», СПб, 1909).
- «Выездка строевой казачьей лошади. Опыт руководства выездки молодой лошади в четыре месяца на уздечке и под казачьим седлом». Пг., 1914.
- «Памяти подвигов Донского казачьего Мельникова 5-го полка. Его потомки 10-й Донской казачий генерала Луковкина полк. 1812 – 1814 – 1914. Опыт исторического очерка». Замостье, Холмской губернии, 1914.
- «В житейском море. Судьба трех офицеров». Пг., 1915 (роман ранее печатался в газете «Русский Инвалид» в 1911-1913, второе переработанное издание - Париж, изд. Главного Правления Союза русских военных инвалидов, 1961).
- «Фарфоровый кролик. Волшебная песня». Пг., 1915 - сборник повестей для детей и юношества.
- «О славных боевых днях 1914-1915 годов Донского казачьего генерала Луковкина полка». Пг., 1915.
- «Описание действий 3-го Конного корпуса под Петроградом против Советских войск с 25 октября по 8 ноября». Великие Луки, 1917 (описание было напечатано в 100 экземплярах в типографии штаба корпуса и не сохранилось ни одного экземпляра).
- «Степь». Новочеркасск, 1919, (второе издание - Берлин, издание «Град Китеж», 1922) – сборник рассказов.
- «У подножия Божьего трона». Новочеркасск, издательство «Часовой», 1919.
«На внутреннем фронте». // «Архив русской революции», том 1, Берлин, 1921 (впоследствии неоднократно переиздано, в том числе и пиратским способом в СССР в 1925, 1926 и 1927).
- «От Двуглавого Орла к красному знамени. 1894-1921». Том 1-4, Берлин, издательство Ольги Дьяковой, 1921 (второе издание, переработанное и исправленное - Берлин, издательство О.Л. Дьяковой и Ко., 1922, последнее зарубежное издание - Нью-Йорк, «Всеславянское издательство», 1960-1972).
- «Терунешь (Любовь абиссинки). Аска-Мариам». Берлин, издательство «Литература», 1921 (второе издание – лагерь Шлайсгайм, близ Мюнхена, издательство «Златоуст», 1947) – сборник.
- «Открытое письмо казакам» [№1]. Берлин, 1921.
- «Всевеликое Войско Донское». // «Архив русской революции», том 5, Берлин, 1922 (впоследствии неоднократно переиздано).
- «Казачья «Самостийность»». Берлин, издательство «Двуглавый орел», 1922 (первое издание в журнале «Двуглавый Орел», № 25, 1/14 февраля 1922, Берлин).
- «Открытое письмо казакам № 2». Берлин, 23 марта/5 апреля 1922.
- «За чертополохом». Берлин, издательство Ольги Дьяковой и Ко., 1922 (второе издание - Рига, издательство «Грамату Драугс», 1928) - фантастический роман.
- «Амазонка пустыни». Берлин, издание Сияльского и Крейшман, 1922 (второе издание - Берлин, издательство «Фремдшпрахенферлаг», 1945) - переработанное издание повести «У подножия Божьего трона», Новочеркасск, 1919.
- «Открытое письмо казакам № 3». Мюнхен, 1922.
- «Опавшие листья». Мюнхен, издательство «Медный всадник», 1923.
- «Открытое письмо казакам № 4». Париж, 19 ноября 1923.
- «Тихие подвижники. Венок на могилу неизвестного солдата Императорской Российской Армии». Варшава, 1924 (первое издание в альманахе «Русская Летопись», кн. 6, Париж, 1924) - сборник очерков.
- «Армия». Белград, издательство «Старое время», 1924 – брошюра.
- «Понять простить». Мюнхен, издательство «Медный всадник», 1924 (второе издание - Лондон, 1928) - продолжение романа «Опавшие листья».
- «Открытое письмо казакам № 5». Сантени, 25 сентября/8 октября 1924.
- «Единая-Неделимая». Берлин, издательство «Медный всадник», 1925.
- «Открытое письмо казакам № 6». Сантени, 1925.
- «Всё проходит». Том 1,2, Берлин, издательство «Медный всадник», 1925, 1926.
- «Открытое письмо казакам № 7». Сантени, 1926.
- «С нами Бог!». Том 1-2, Берлин, издательство «Медный всадник», 1927.
- «Открытое письмо казакам на Дон № 8». Сантени, 1927.
- «Душа армии. Очерки по военной психологии». Берлин, издательство «Медный всадник», 1927.
- «Картины Императорской России. 1896-1917». Париж, 1927 – брошюра.
- «Белая свитка». Берлин, 1928.
- «Мантык - охотник на львов». Париж, 1928 - повесть для детей и юношества.
- «С Ермаком на Сибирь!». Париж, издание В.Сияльского, 1929 - повесть для детей и юношества.
- «Largo». Париж, издание В.Сияльского, 1930 – роман, первая часть трилогии.
- «Выпашь». Париж, издание Е.Сияльской, 1931 - роман, вторая часть трилогии.
- «Подвиг». Том 1-2, Париж, издание Е.Сияльской, 1932, роман, третья часть трилогии.
- «Цесаревна». Париж, издание Е.Сияльской, 1933 - исторический роман.
- «Ненависть». Париж, издательство Е.Сияльской, 1934 – роман.
- «Екатерина Великая». Париж, издательство В.Сияльского, 1935 - исторический роман.
- Сборник воспоминаний П.Н. Краснова изданный при участии Союза Православных граждан Казахстана издательством Айрис-пресс (Москва) в 2006 г.
- «Смена. Драма из жизни русских эмигрантов». 1935 (поставлена в середине 30-х годов в Париже, Белграде и Праге).
- «Домой! На льготе». Париж, издательство В.Сияльского, 1936 - роман.
- «О чуде. Личные переживания». Чехословакия, Русская церковная типография преп. Иова Почаевского, 1936.
- «Накануне войны. Из жизни пограничного гарнизона». Париж, издание Главного Правления Зарубежного Союза русских военных инвалидов, 1937 - воспоминания.
- «Цареубийцы. 1-го марта 1881-го года». Париж, издание В.Сияльского, 1938 - исторический роман
- «На рубеже Китая». Париж, издание Главного Правления Зарубежного Союза русских военных инвалидов, 1939 – воспоминания.
- «Ложь». Париж, издание В.Сияльского, 1939 – роман.
- «Пять рассказов. Поездка на Ай-Петри и другие рассказы: Лунною ночью. Труп. Хильда. Письма матери», б.м., б.г.
- «Великий князь Николай Николаевич».
- «Павлоны. 1-е Военное Павловское училище полвека тому назад». Париж, издание Главного Правления Зарубежного Союза русских военных инвалидов, 1943 (воспоминания ранее печатались в газете «Русский Инвалид», Париж в 1938).
- «Исторические очерки Дона». Часть 1-я: «Всевеликое Войско Донское», выпуски 1-4, Берлин, издание журнала «На казачьем посту», 1943-1944.
- «Казачьи песни». Берлин, издание журнала «На казачьем посту», 1944 - сборник под редакцией П.Н. Краснова.
- «Казачьи войска». Берлин, 1944 – брошюра на немецком языке.
Неизданные произведения П.Н. Краснова
- «Погибельный Кавказ».
- «Между жизнью и искусством».
В заключение необходимо упомянуть о том, что в рукописях остались подготовленные П.Н.Красновым в конце 30-х годов романы «Погибельный Кавказ» и «Между жизнью и искусством». Эти рукописи хранились у вдовы Петра Николаевича - Лидии Федоровны Красновой, скончавшейся 23 июля 1949 года в Вальхензее, близ Мюнхена, а затем, вероятно, у внучатого племянника Краснова - Николая Николаевича Краснова. Во всяком случае, Николай Николаевич очень хотел издать эти произведения своего деда, но неожиданно наступившая смерть 22 ноября 1959 года в Буэнос-Айресе помешала ему выполнить эту задачу.
Возможно, что следы этих произведений следует искать у проживающей ныне в Аргентине племяннице Николая Николаевича Краснова доктора Ирины Вербицкой. Как кажется нам – это единственная зацепка найти сейчас неизвестные доныне труды П.Н.Краснова.
И еще об одном факте, непосредственно связанном с творчеством Петра Краснова… В 2007 году в прокат был выпущен довольно бездарный российский фильм-боевик «Золото Кольджата». Режиссер фильма – Дмитрий Орлов, то ли по незнанию (во что трудно верится), то ли умышленно, нигде даже не упомянул о том факте, что фильм этот снят по мотивам известного приключенческого романа П.Н.Краснова «Амазонка пустыни», выдержавшего несколько изданий и переведенного в свое время на десять европейских языков.
Альманах «Донские казаки в борьбе с большевиками» № 5, 2011 г.
Новости
Обязательная регистрация: телефон/ whatsapp 8.981-137-46-93 Духовно-просветительский центр расположен по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр-т, д. 124