Летопись прихода

« Назад

Православие и Царь 26.05.2015 12:10

Православие и Царь

15644 original 520x390 Православие и Царь

14 (27) мая 1896 года состоялась Коронация Их Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны.

Представляем Вашему вниманию главу из книги «Значение Православия в жизни и исторической судьбе России» профессора Алексея Александровича Царевского. Эта работа была издана  в 1898 г. и является лучшим трудом на тему влияния Православной веры на русскую жизнь и культуру. Книга профессора Царевского особенно ценная, так как дает нам взгляд на русских людей и Россию того времени. С тех пор прошло более 100 лет, и Россия и русские пережили несколько катастроф, в которых потеряли свыше ста миллионов душ. Многое что изменилось, и сам русский человек тоже изменился, но все-таки несмотря на все это многое, то что написано профессором Царевским, все еще применимо и относится и к нашему времени.

Внешнее обоснование и укрепление русского царства, с одной cтороны, и изменение внутреннего строя общественных и семейных отношений в народе русском, с другой, явились только результатом и ествественным следствием того благотворного воздействия, которое произвело Православие на личность русского человека.

Православие облагородило и образовало все лучшие инстинкты русской души, улучшило и возвысило ее духовные качества, существенно изменило весь нравственный облик русского человека. На всем поведении и деятельности последнего легла неизгладимая печать Православного христианства: русский человек стал мыслить о всем на свете с точки зрения своей святой веры и делал всякое дело «по писанному», по церковному; интересы веры стали на первом плане в его сознании, а учение, взгляды, предписания и советы церкви Православной сделались единственно руководственными в его жизни.

Религиозность явилась типическим свойством, специальной особенностью русского человека и качества православного христианина — главными национальными чертами русского характера. Иностранный обозреватель России Леруа Болье на основании наблюдений даже и над современной русской жизнью, пришел к заключению, что русский человек «носит крест не на груди только, а и в сердце своем», что у него «душа христианская», что между Евангелием и русскою душою есть какое-то внутреннее родство, в силу которого трудно бывает решить, что доброго идет у русского человека от знакомства его с Православною верою и что прямо от его души.

cf7c686644efa670f7cf9ebccd4ddab6 520x387 Православие и Царь

Коронация: Въезд процессии во главе с Николаем II на Тверскую через Триумфальные ворота. Фото 1896 года

Православие установило взгляд на Царя как на избранника, помазанника и слугу Божия

Созидая единство России племенное, национальное, церковь Православная больше всего содействовала укреплению России и политическому объединению государственному. Великую и незаменимую услугу делу русской государственности Православие оказало прежде всего в том отношении, что подняло и освятило в глазах народа авторитет власти царской. В язычестве эта власть основывалась только на силе, а потому и могла иметь только условное и ограниченное значение: всякий сильный дружинник считал себя вправе не подчиняться князю, как, с другой стороны, и князь, уступая силе, вынуждался иногда отказываться от своей власти.

Недаром дальновиднейшие из древних языческих правителей, для возвышения своего авторитета в глазах подданных, искусственно прибегали к помощи религии, то выдавая себя посланниками какого-либо высшего существа (напр. Нума Помпилий), то заставляя себя включать в число богов (напр. последние римские императоры).

Только в христианстве носители власти не имеют нужды заимствовать для себя силу в суеверии народном: сама небесная истина освятила власть царскую, усвоив ей высокое духовное значение и божественную санкцию. Православие поведало русским людям учение о Промысле Божием, правящем судьбами царей и народов; Православие установило взгляд на царя как избранника и помазанника Божия, который владеет царством «милостию Божиею» и «молитвами Церкви», правит людьми по велению Духа Святого, просвещающего его совесть и направляющего его волю на благо всенародное. Слово библейское, что только «Богом царие царствуют» (Притч. 8, 15) и что «противящийся царю — Божию велению противляется» (Рим. 13, 2) глубоко внедрилось в убеждения и помышления русского человека, уже в древности совершая иногда чудодейственные превращения в мнениях и поступках народных.

В старых рукописных житиях Бориса и Глеба рассказывается, например, случай, как новгородцы, не сочувствуя Ярославу в его желании идти в Киев, где Святополк тогда избивал, по смерти родителей, братьев своих — «не хотяху ему помогати». Но, повествует далее житие о новгородцах, «вспомянуша слово апостольское: братие, Бога бойтеся, а князя чтите, Божий бо слуга есть и не туне меч носит, но в месть злодеем, в похвалу же добродеем; и рекоша новгородцы: можем, княже, пособствовати тебе!» — и собрали из себя большое ополчение, пошли за Ярославом.

c81fb6e069f0d65bf20bf051aebc073a 520x406 Православие и Царь

Коронация: Въезд процессии через Спасские ворота в Кремль. Фото 1896 года

Царь пользуется большим авторитетом, любовью и преданностью у народа

В течение многовековой исторической жизни эта преданность народа русского власти царской окрепла, упрочилась и особенно часто и рельефно обнаруживала себя в годины великих испытаний народных. Любовью русского народа к царям своим и благоговейным отношением к имени их, например, больше всего нужно объяснять в нашей истории, с одной стороны, быстрые и невероятные успехи самозванцев, которым уже одно имя царя, присвояемое ими, пролагало в народе русском путь к престолу, как, с другой стороны, и жестокую расправу с ними, когда святотатственный обман их вскрывался пред народом.

Также и спасение России от бедствий междуцарствия, без сомнения, многим обязано было в своем успехе тому обстоятельству, что избран был на престол царский Михаил Федорович, законная отрасль древнейшего великокняжеского рода, т.е., значит, лицо, уже в силу своего происхождения, в высшей степени авторитетное и самое желанное в глазах всего народа.

749ee06f57232f831563dac71fec6a27 520x358 Православие и Царь

Коронация: Шествие под балдахином. Фото 1896 года

Религиозное воззрение на Царей

Сама русская церковь Православная, освящая торжественнейшим миропомазанием вступление государей России на престол прародительский и клятвенными обетами пред Богом вводя всех людей русских в подданство им, а также и ежедневными усердными молениями о них, поставлять народ русский в те теснейшие родственные, истинно сыновние отношения любви и высокого благоговейного уважения к царям своим, каких не в состоянии бы было сообщить никакое земное средство.

Русский человек привык в царе своем видеть избранника и помазанника Божия, а в суде, велениях и распоряжениях его — волю самого Царя небесного, — это так решительно и убежденно выразил народ наш во множестве пословиц и во всей своей словесности. В силу религиозного именно воззрения на царей своих народ русский, например, безропотно и покорно в течение 24 лет выносил страдания от больного душою грозного царя своего Иоанна Васильевича, благочестиво усматривая в том испытание Божие, как, с другой стороны, всегда беззаветно предан был и благоговейно подчинялся всем прочим государям своим, благим и кротким. Любовь народа русского к царю своему православному составляет предмет удивления для иностранцев; она сделалась, действительно, как бы особенным природным и типическим свойством русского человека.

c56385ca5e878d562b7764b7f300f2c2 520x356 Православие и Царь

Коронация: Проезд кареты Александры Федоровны по Красной Площади. Фото 1896 года

Воспитанная Православием, преданность власти царственной на Руси есть мощная опора нашей государственности в прошлом и надежнейший залог величия Российской державы в будущем. Только проникнутый полным и основательным сознанием этой несомненной и теснейшей родственной связи с народом своим, один из белых царей святорусских мог воскликнуть: «да познает свет весь, что как мыслит царь русский, так мыслит и так дышит с ним вся семья русская, т.е. верный Богу и Единородному Сыну Его, Искупителю нашему Иисусу Христу, Православный народ русский!»

Царевский Алексей Александрович

2e0258351a6d23223319bd630d0e7f771 Православие и ЦарьПрофессор Царевский Алексей Александрович родился в 1855 г., сын протоиерея Тамбовской губернии. Образование получил в Казанской духовной академии, где затем занимал кафедры славянских наречий и истории иностранных литератур, а также кафедру славянского языка, палеографии и истории русской словесности.

 На анонсе: Туксен (Tuxen), Лауритс-Регнер (1853-1927). Коронация Николая II и Александры Федоровны

 

14 (27) мая 1896 года состоялась Коронация Их Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны

14 (27) мая 1896 года в Успенском соборе в Москве в торжественной и необыкновенно пышной обстановке состоялась Коронация Их Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны.

Николай II, с детства впитавший в себя глубокое религиозное чувство Божественного начала царской власти в России, с душевным трепетом и преклонением перед Таинством миропомазания на Царство вступил в Успенский собор Кремля. Митрополит Палладий спросил Государя: «Како веруеши?», в ответ Николай II, троекратно осенив себя крестным знамением, громко и торжественно произнес символ веры. В полной тишине величественного собора каждое слово Государя отзывалось в душе присутствующих как исповедание веры, как твердое упование Николая II на Божий Промысел о великой России.

Митрополит Палладий возложил руки на склоненную голову Государя и произнес очень трогательную молитву, вызвавшую у многих слезы сопричастности к столь величественному моменту торжества Православия и Самодержавия. Николай II взял из рук митрополита Палладия большую корону и неспешным движением возложил ее на свою голову, после из рук митрополита он взял скипетр и державу. В этот момент Государь уже не смог совладать с чувствами, переполнявшими его, и был в большом волнении.

749ee06f57232f831563dac71fec6a271 520x358 14 (27) мая 1896 года состоялась Коронация Их Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны (ФОТО и ВИДЕО)

Коронация: Шествие под балдахином. Фото 1896 года

Современник коронации оставил следующее описание этого события:

Одетый в порфиру и корону, со скипетром и державою в руках, Государь Император представлял зрелище необыкновенной красоты. Могущественнейший из владык земных, верховный вождь необъятного Русского царства, стомиллионного народа, до полного самоотвержения, до последней капли крови верного, преданного и любящего, стоял он пред алтарем Творца вселенной во всем доступном для земли великолепии, славе и блеске своего величайшего и высочайшего сана. Он – представитель лучших преданий нашей истории, лучших стремлений народа; знаки царской чести и славы, порфира и венец, — в то же время символ багряницы Христа и его тернового венца. Государственный разум, патриотизм, сохранение целости земли русской, все великое и высокое в народной жизни – всему этому он должен отвечать, все уловить своим сердцем и умом.

Государыня Александра Федоровна встала перед Николаем II на колени, а он возложил на ее голову малую корону, следом подошли статс – дамы и облачили Императрицу в порфиру с цепью ордена святого Андрея Первозванного. Когда Императрица поднялась, Николай II поцеловал ее и они прошествовали к тронам. Певчие трижды пропели «Многая лета», раздались залпы орудий и колокольный звон Ивана Великого. Государь и Государыня вышли из Успенского собора и трижды поклонились ожидавшему их народу, над Кремлем грянуло громкое и раскатистое «Ура!». Для Николая II этот день стал днем необыкновенных переживаний, ведь он повенчался с Россией, он взвалил на свои плечи ответственность за судьбу России, за судьбу русского народа. Только он один теперь отвечал перед Богом за свое служение, за процветание Державы, за судьбу каждого человека. Николай II нес на себе две власти – земную и небесную, ведь он был не только Самодержцем, но и первоиерархом Русской православной церкви, соединив в своих руках попечение церковное и мирское.

034 14 (27) мая 1896 года состоялась Коронация Их Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны (ФОТО и ВИДЕО)

Николай II, как Государь Российского Самодержавия, этого последнего бастиона на пути торжества сил зла, взял на себя бремя удерживающего как противостоящего тайне беззакония, тайне распространения планов мирового господства. Государь отчетливо представлял эту возложенную на него религиозно – мистическую миссию, эту особую силу Благодати Святого Духа, которая через него удерживала распространение зла. Самодержавная власть в России была трисоставна и заключала в себе Церковь – источник православной веры русского народа, источник Христовой Истины; русский народ – как созидатель и хранитель земли русской; Самодержавие – власть Царя как первого сына Православной Церкви, как первого слугу русского народа, взявшего на себя подвиг служения русскому народу и России.

0 6834d f24dfed3 XL 223x300 14 (27) мая 1896 года состоялась Коронация Их Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны (ФОТО и ВИДЕО)О. Павел Флоренский писал:

В сознании русского народа Самодержавие не есть юридическое право, а есть явленный Самим Богом факт – милость Божия, а не человеческая условность.

Коронация Николая II омрачилась трагедией на Ходынском поле. 18 мая 1896 года в 5 часов утра на Ходынском поле для получения подарков по случаю Коронации Государя собралась толпа численностью не менее 500 тысяч человек. По толпе прокатился слух, что буфетчики раздают подарки среди своих, и вся толпа с огромной стремительностью бросилась к деревянным буфетам, буквально сметая все на своем пути. 1800 полицейских, призванных следить за порядком, физически не могли привести к порядку невероятную давку, вызванную бегущими людьми. Буквально через пятнадцать минут все было кончено, в давке погибло 1282 человека. Николай II, узнав о страшном происшествии, очень опечалился и решил прервать праздничные мероприятия, удалившись на Богомолье, но весь двор решительно отговорил его от этого шага.

С самого начала своего служения Николай II относился к обязанностям монарха как к священному долгу, он глубоко верил, что русский народ признавал царскую власть как продолжение власти Бога на земле. Государь одной из важнейших своих задач видел в укреплении православной веры:

Я имею твердую и полную уверенность, что судьба России, точно так же, как и судьба Моя и Моей Семьи, находится в руках Бога, который поставил Меня на Мое место. Что бы не случилось, Я склоняюсь перед Его волей, полагая, что никогда Я не имел другой мысли, как только служить стране, управление которой Он Мне вверил.

005cc 14 (27) мая 1896 года состоялась Коронация Их Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны (ФОТО и ВИДЕО)

С первого же дня исполнения своих обязанностей Государь проявил себя как мудрый и расчетливый стратег. В 1896 году Николай II совершил длительную поездку по странам Европы, встретившись с Императором Австрийским Францом Иосифом I, Императором Германским Вильгельмом II, Королевой Английской Викторией и посетил Париж. В том же году Россия заключила мирный договор с Китаем, в результате которого получила право на постройку Китайско – Восточной железной дороги через территорию Манчжурии, а в 1897 году русские военные суда встали на рейде Порт – Артура. В следующем 1898 году между Китаем и Россией была подписана Русско – китайская конвенция, согласно которой России предоставлялось право на арендное пользование Порт – Артуром и Далянем с прилегающими территориями. Это вызвало большое раздражение в Японии, ведь фактически России отходил Ляодунский полуостров. В Японии прокатилось движение под названием «сон на доске с гвоздями», призывавшее народ стойко перенести рост налогообложения ради военного реванша над Россией. Взяв в 1896 году курс на индустриализацию России, Николай II ограничил вывоз сырой нефти, переведя промышленность на экспорт нефтепродуктов. Российский керосин поставлялся не только в Европу, но и в Индию, Китай; строился трубопровод, призванный кардинально изменить мировое соотношение производителей нефтепродуктов в пользу России. В 1897 году была проведена денежная реформа, установившая золотой стандарт рубля, а также реформа трудовых отношений. Было введено ограничение рабочего времени, бесплатная медицинская помощь на фабриках с количеством рабочих более 100 человек. Учреждались пенсии и выплаты пострадавшим в результате производственных травм, составлявшие 50 % от денежного содержания рабочих. Темпы роста сельскохозяйственного производства составляли 2% в год, а промышленного производства – 5% в год. Строительство железных дорог достигло небывалого уровня, фактически удвоившись с 44 тысяч км до 70 тысяч км. Николай II начал работы по основанию северного города с незамерзающим морским портом, впоследствии получившим название Романов – на – Мурмане.

Царский двор в это время был самым богатым в мире и мог быть сравним по пышности только с великолепием французских династий Людовиков. Этикет царского двора был заимствован  у Габсбургов, хотя Николай II и его супруга тяготились этой внешней стороной своего правления. Государыня Александра Федоровна старалась найти доступ к сердцам своих придворных искренним участием в их судьбах, решении неотложных дел, но не находила понимания и вскоре замкнулась в себе, проявляя сдержанность и отчужденность, что придворные ложно понимали как надменность и презрение к себе. Учитель французского и наставник Цесаревича Алексея П.Жильяр вспоминал:

Врожденная застенчивость Ее Величества губила ее благие намерения. Она очень скоро почувствовала, что бессильна заставить понять и оценить себя. Ее непосредственная натура быстро натолкнулась на холодную условность обстановки Двора.

Скорее всего, замкнутость и отчужденность Государыни Императрицы заключалась в том, что она быстро поняла, насколько придворные далеки от осознания ими ответственности за судьбы России и русского народа, роли Самодержавия и Николая II в служении на благо великого государства. Даже Великие Князья не поддержали Государя в его стремлении обогатить русскую землю православной верой, духовным содержанием которой должно было быть прославление святых как примера для подражания их подвигу стояния в вере. Все это отношение к Николаю II и России, без сомнения, угнетало Александру Федоровну, и именно поэтому свою безграничную любовь к России и русскому народу она перенесла на своего мужа и семью.

biogr9 14 (27) мая 1896 года состоялась Коронация Их Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны (ФОТО и ВИДЕО)

Николай II был чужд роскоши и мотовства, был скромен в быту и бережлив, штатские костюмы сохранялись с момента бракосочетания, они бережно хранились и, в случае необходимости, починялись. Уже после убийства Царя в Екатеринбурге были найдены военные шаровары Николая II, на них были заплаты, на пометке было написано: «Изготовлены 4 августа 1900 года, возобновлены 8 октября 1916 года».

На территории России в начале XX века проживало около 140 народов и народностей, объединенных русским народом на основе государства Российского, его законодательства. Русское государство не эксплуатировало национальные меньшинства, а, наоборот, всячески поддерживало их экономическое и культурное процветание, создавая равные права с русским народом. Строго говоря, Российская Империя не была Империей, так как не являлась колониальной державой, эксплуатируя окраины, а предоставляла всем народам равный доступ к своим богатствам, защищая их силой русского оружия.

Социальная структура российского общества конца XIX — начала XX века в полной мере отражала процесс индустриализации страны. Возникали новые социальные слои и группы, характерные для буржуазного общества, а также маргинальные группы, не имеющие социального статуса. Самым мощным экономическим классом становилась промышленная и торговая буржуазия. Роль лидеров российского предпринимательства по праву досталась московским миллионщикам – Рябушинским, Морозовым и Мамонтовым; напротив, финансовая буржуазия формировалась в Петербурге. Самым многочисленным классом в обществе оставалось крестьянство, из среды которого быстро развивался аграрный капитализм, купцы и лавочники богатели на поставках сельхозпродукции, при этом сокращение мелкопоместного землевладения приводило к обнищанию дворянского сословия. В это же время значительно усилилась люмпенизация некоторых слоев населения, утративших свой статус и ставших питательной средой для революционной пропаганды, для радикальных идей по свержению монархии.

Россия подходила к страшным временам революционной смуты, стачкам и брожению настроений многочисленных групп населения, зачастую несущих в себе желание демократических свобод и облегчение кабальных трудовых договоров. Доходило дело и до радикальных требований – свержения Самодержавия или провозглашения конституционной монархии, что, впрочем, равносильно одно другому. Щедро питаемый финансами богатых и влиятельных групп Англии и США, в России зрел заговор против Николая II.

http://mayoripatiev.ru/1309936749

Кинохроника царствования императора Николая II   
        0e8dbcad6a00 14 (27) мая 1896 года состоялась Коронация Их Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны (ФОТО и ВИДЕО)
Кортеж участников торжеств проезжает по Страстной (Пушкинской) площади.
757b638c68af 14 (27) мая 1896 года состоялась Коронация Их Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны (ФОТО и ВИДЕО)
Декоративная колонна в Охотном ряду, у церкви Параскевы Пятницы. 
Лубянская площадь.
 b1ab499c0f72 14 (27) мая 1896 года состоялась Коронация Их Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны (ФОТО и ВИДЕО)
Красная площадь во время коронационных торжеств. a40574236a55 14 (27) мая 1896 года состоялась Коронация Их Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны (ФОТО и ВИДЕО)
.
Манеж и Кутафья башня с гербом. 23d16017a4ac 14 (27) мая 1896 года состоялась Коронация Их Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны (ФОТО и ВИДЕО)
Царский кортеж торжественно проезжает мимо Минина и Пожарского и свежепостроенного ГУМа (Верхних торговых рядов).
 
 fbd0932018de 14 (27) мая 1896 года состоялась Коронация Их Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны (ФОТО и ВИДЕО)
Караульный на страже царских регалий в Большим Кремлёвском дворце. 806ae28c4c32 14 (27) мая 1896 года состоялась Коронация Их Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны (ФОТО и ВИДЕО)
Церемониймейстер объявляет народу о предстоящей коронации. 
7c72e3881a31 14 (27) мая 1896 года состоялась Коронация Их Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны (ФОТО и ВИДЕО)
Шествие Их Величеств со свитой по Красному крыльцу в Успенский собор. 

Смотрите также:.

14 мая 1896 года (27.05. н. ст.) состоялось Венчание на Царство Государя Императора Николая II

Сегодня 115 лет со дня коронации государя — страстотерпца Николая II

Венчание на царство Николая II — не только ходынская трагедия

Таинство Миропомазания и Венчания на Царство Русское Государя Императора Александра II Николаевича

 

 

 

 

 

 

 


Православный календарь

 

Новости

22.11.2024
21 ноября настоятель прихода Крестовоздвиженского казачьего собора протоиерей Владимир Сергиенко принял участие в работе ХХIII Международной научно-практической конференции "Менеджмент XXI века: консолидация усилий в интересах развития российского общества", которая проходит 21-22 ноября 2024 года в РГПУ им. А.И. Герцена. Конференция посвящена обсуждению фундаментальных и прикладных аспектов управления экономкой, социальной сферой и системой образования в ближайшей и отдаленной перспективе.
08.11.2024
Духовно-просветительский центр Крестовоздвиженского казачьего собора приглашает на новую встречу с Николаем Кузьмичем Симаковым: церковным историком, публицистом и общественным деятелем, членом Международного общества Достоевского. 10 ноября, начало в 14.00. Вход за пожертвование.
Обязательная регистрация: телефон/ whatsapp 8.981-137-46-93 Духовно-просветительский центр расположен по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр-т, д. 124
06.11.2024
Для участия в Молодежной группе (от 16 до 30 лет) нужно вступить в Чат группы в Телеграм (отправить заявку по телефону 8-965-772-15-44), где можно оперативно узнавать о поездках, встречах, походах в музеи и других мероприятиях молодёжи Крестовоздвиженского казачьего собора.
03.11.2024
О поездке казачат на юбилей протоиерея Олега Тэора по приглашению храма св. Александра Невского 31 октября - 1 ноября 2024 года. На Троицу на празднике "Казачий собор" выступал ансамбль псковских казачат, и вот теперь ответный визит, да не простой, а приуроченный к юбилею известного духовника, военного священника отца Олега Тэора! И вот уже казачата Свято-Алексеевской станицы, их музыкальный руководитель Ольга Дмитриевна Пенькова, поздравляют знаменитого батюшку на большом юбилейном торжестве, исполняя задорные строевые песни и казачьи танцы...
02.11.2024
2 ноября, в Димитриевскую Родительскую субботу, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры настоятель протоиерей Владимир совершил панихиду у могилы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, молились казаки и множество специально собравшихся прихожан нашего собора. В этот день исполнилось 29 лет со дня кончины всенародно любимого и почитаемого митрополита-старца. Вечная память дорогому архиерею!