Летопись прихода

« Назад

Об «обратной связи» с Богом, или как не стать фарисеем 30.06.2015 14:45

Уже знакомую многим из нас серию книг протоиерея Александра Торика под общим названием «Флавиан» с полным основанием можно назвать своего рода курсом катехизации. А всё начиналось с самой первой повести, которая так и называется «Флавиан» (в нашей газете в своё время уже публиковались страницы из неё). Затем были книги – «Флавиан. Жизнь продолжается», «Флавиан. Восхождение», «Димон», «Селафиила», «Русак», «Аллеи любви».

И вот теперь – «Армагеддон», на сегодня пока последняя книга. Как бы отвечая тем, кто может посчитать повесть с таким характерным названием книгой о конце света, протоиерей Александр говорит: «Мировая война идет уже две тысячи лет!... Конец Света, которого ожидали еще в Апостольские времена, ожидает каждого человека в индивидуальном порядке в свое время вне зависимости от глобальных событий общемирового значения, и готовиться к этому окончанию земного бытия необходимо всем христианам».

Страницы, которые мы публикуем из этой книги, снова – о сущности православного человека. Отец Флавиан, отвечая на вопросы своих попутчиков, говорит:

«…Большинство людей, даже не знающих ничего о Боге и не имеющих правой веры в Него, признают, что существуют некие потусторонние силы - «высший разум», «духи», «нирвана», лешие с домовыми или что-нибудь подобное. Обычно это формулируется так: «Я верю в то, что что-то есть!».

А есть и те, кто говорит - «Я верю, что есть Бог! Я даже верю во Христа, что Он - Сын Божий, и что Он воскрес! Но в церковь я не хожу, мне это не нужно!». Или как вариант - «Я не готов!».

Это похоже на человека, вплавь преодолевающего океан, которому кричат с борта корабля: «Эй! Влезай на борт, начинается шторм, ты можешь утонуть! К тому же вокруг тебя плавают акулы! На корабле ты переплывёшь океан быстрее и безопаснее!»

А он отвечает - «Мне это не нужно, я больше удовольствия получаю, когда плыву сам! Да и для здоровья это полезней...».

Fotolia_30689_Subscription_L

И что такому сказать? Каждый человек имеет право взойти или не взойти на корабль, имеет право утонуть или быть съеденным акулами - Бог дал сотворенному Им человеку свободу воли и принятия решений.


Религиозная жизнь человека, верующего, что Бог есть, начинается с момента, когда он поднимает глаза к небу и взывает: Господи! Ты где?

И если этот призыв идёт от искреннего сердца - оно обязательно услышит ответ: Я здесь, рядом с тобой!
Ответ может прийти в разной форме, но он всегда ощутим и понятен взывавшему - «Бог мне ответил!».
Собственно религиозная жизнь и начинается с ощущения этого ответа, с установления «обратной связи» - живого общения с Живым Богом!

Если бы этой обратной связи не возникало, религиозных людей и религии как таковой просто бы не было - сколько можно кричать в пустоту и не слышать ответа, надоест просто!
Зато человек, хоть раз ощутивший «обратную связь», вступивший в живое общение с Богом, получает уже личный практический религиозный опыт, который становится его неотъемлемым достоянием. Ну, а как человек распорядится этим своим достоянием - зависит уже от него: может, себе на пользу, а может, и во вред. Но это уже тоже - другая тема.


- Сама по себе вера, и даже религиозная жизнь ещё не делают человека нравственно совершенным и не избавляют от греховных навыков и страстей, или как сейчас принято говорить - «зависимостей»...
- Отец Флавиан! Извините, что перебиваю, но разве страсть - это плохо? Страсть - это же любовь, а в Библии, вроде, сказано, что Бог - это любовь? - вдруг вступила в беседу наша спутница из Екатеринбурга.

- Слово «страсть» буквально переводится с церковнославянского как «страдание» - помните, был фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы» - «Страдания Христа», в котором очень натуралистично, с археологической точностью режиссёр постарался воспроизвести последние часы земной жизни Спасителя? - повернулся к ней батюшка. - Настоящая любовь несёт радость, а не страдание. Страдание приносит с собой только грех.

Про любовь в Святом Евангелии сказано так: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...» (1 Кор. 13:4-8).

Мы просто воспитаны в отношении понятия «любовь» скорее на примере Кармен, чем на Евангелии, поэтому и путаем эти два постулата: «Меня не любишь ты, но люблю я, так берегись же любви моей» и «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15:13).

Любить - значит отдавать! Отдавать без сожаления тому, кого ты любишь, всё, что имеешь. Если нужно - самого себя, как это сделал Христос на Кресте, наглядно показав миру, что такое Любовь.

А страсть - это всегда потребность брать: «дайте мне, а то помру!» или «а то сам возьму!», причём «ни перед чем не остановлюсь»!

amurg


- Так вот, - продолжил Флавиан, - возвращаясь к вопросу о том, почему люди «религиозные» бывают менее сострадательными к ближним, чем люди не ведущие осознанную духовную и церковную жизнь, важно понимать следующее: религиозная жизнь человека может быть как реальной - внутренней, так и формально-показной, внешней.

Причём нередко переход от искреннего горячего богообщения к холодному обрядовому формализму происходит настолько тонко и незаметно, что вчерашний пламенный подвижник благочестия не успевает и заметить, как он становится обычным лицемерным фарисеем.

Кстати, ведь Господа нашего Иисуса Христа распяли как раз не просто «религиозные люди», а религиозная элита израильского народа - священники, архиереи, учёные богословы, монахи - можно в определённом роде таковыми считать секту фарисеев, впоследствии трансформировавшихся в нынешних хасидов-ортодоксов.

Именно те, кто должны были в силу своей религиозной образованности и особой приобщённости к церковной жизни первыми распознать в «Плотнике из Назарета» предвозвещённого пророками Мессию - Спасителя мира, именно они-то и отвергли Христа, оклеветали перед народом и убили.

Эти богоубийцы представляют собой «классический» пример того, как совмещение религиозной жизни с попустительством страстям преображает благочестивого человека в одержимого дьяволом монстра - по виду и по внешним признакам являющегося примером кротости и милосердия, по внутреннему же состоянию духа родственного демонам.

Ждать от такого «религиозного» человека проявления искренней доброты и сострадания бессмысленно.
Конечно, это я описал уже крайнюю, финальную стадию саморазрушения верующего человека. Большинство людей религиозных как раз пребывают в состоянии непрестанной борьбы со страстями, в чём Сам Господь помогает таким людям дарованными Им христианской Церкви благодатными средствами - таинствами и священнодействиями.

Однако без личной внутренней работы по бдительному беспристрастному контролю за состоянием собственной души и непрестанному «строительству внутреннего человека» по образу Христову - примеру жертвенной Любви - все благодатные Дары, имеющиеся в Церкви, будут иметь эффект воздействия на душу минимальный или вообще никакого.

Самое страшное и духовно-опасное для христианина - это принять помысел о совместимости в своей душе Христа и обличаемого Им греха! Принять и допустить этому помыслу преобразиться в реальную форму духовной жизни!
Результат однозначен - грех вселится в такую душу и поработит её себе, а Христос... Христос покинет «дом», в котором «гостеприимный хозяин» вместо угощения ставит на стол чан с нечистотами.

Нельзя соединять в одном сосуде молоко с бензином - такую смесь ни пить нельзя, ни в бензобак залить...».

Книга прот.Александра Торика "Армагеддон. Флавиан" имеется в церковных лавочках нашего прихода.


Православный календарь

 

Новости

22.11.2024
21 ноября настоятель прихода Крестовоздвиженского казачьего собора протоиерей Владимир Сергиенко принял участие в работе ХХIII Международной научно-практической конференции "Менеджмент XXI века: консолидация усилий в интересах развития российского общества", которая проходит 21-22 ноября 2024 года в РГПУ им. А.И. Герцена. Конференция посвящена обсуждению фундаментальных и прикладных аспектов управления экономкой, социальной сферой и системой образования в ближайшей и отдаленной перспективе.
08.11.2024
Духовно-просветительский центр Крестовоздвиженского казачьего собора приглашает на новую встречу с Николаем Кузьмичем Симаковым: церковным историком, публицистом и общественным деятелем, членом Международного общества Достоевского. 10 ноября, начало в 14.00. Вход за пожертвование.
Обязательная регистрация: телефон/ whatsapp 8.981-137-46-93 Духовно-просветительский центр расположен по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр-т, д. 124
06.11.2024
Для участия в Молодежной группе (от 16 до 30 лет) нужно вступить в Чат группы в Телеграм (отправить заявку по телефону 8-965-772-15-44), где можно оперативно узнавать о поездках, встречах, походах в музеи и других мероприятиях молодёжи Крестовоздвиженского казачьего собора.
03.11.2024
О поездке казачат на юбилей протоиерея Олега Тэора по приглашению храма св. Александра Невского 31 октября - 1 ноября 2024 года. На Троицу на празднике "Казачий собор" выступал ансамбль псковских казачат, и вот теперь ответный визит, да не простой, а приуроченный к юбилею известного духовника, военного священника отца Олега Тэора! И вот уже казачата Свято-Алексеевской станицы, их музыкальный руководитель Ольга Дмитриевна Пенькова, поздравляют знаменитого батюшку на большом юбилейном торжестве, исполняя задорные строевые песни и казачьи танцы...
02.11.2024
2 ноября, в Димитриевскую Родительскую субботу, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры настоятель протоиерей Владимир совершил панихиду у могилы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, молились казаки и множество специально собравшихся прихожан нашего собора. В этот день исполнилось 29 лет со дня кончины всенародно любимого и почитаемого митрополита-старца. Вечная память дорогому архиерею!