Летопись прихода
« НазадСветлое Христово Воскресение в 1992 году пришлось на 26 апреля. За три месяца, прошедшие после первой службы на Рождество Христово в храме свв.равноапп. Кирилла и Мефодия, сформировался уже небольшой постоянный приход.
Многие тогда еще только начали воцерковляться, и прошедший Великий пост был первым в их жизни. Благополучно пройдя все его ступени, дожили и до Пасхи. Сначала о.Владимир отслужил полунощницу. Из-за тесноты люди стояли вплотную к Плащанице, и батюшка еле-еле помещался перед ней с кадилом. Потом погас свет и начался Крестный ход.
Так как на территорию Крестовоздвиженского собора и церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери попасть было невозможно, батюшка принял решение обойти с Крестным ходом весь квартал. Колокольного звона еще не было, и с пением стихиры "Воскресение Твое Христе Спасе..." народ шествовал по Лиговскому проспекту, набережной Обводного канала, улице Черняховского, Павлоградскому переулку. С крестом и хоругвями шли по проезжей части, редкие в это время суток машины останавливались, водители удивленно смотрели на наше шествие. Сильный ветер, еще вечером поднимавший пыль по улицам, стих, и многим удалось пронести не погасшие во время столь длительного хода свечи.
Вход в храм свв.равноапп. Кирилла и Мефодия располагался не там, где сейчас, под аркой колокольни, а с противоположной стороны и выходил на колоннаду. Подойдя к закрытой двери храма, батюшка громко провозгласил: "Христос Воскресе!", и все казаки и бабушки-красные пасхальные платочки дружно ответили: "Воистину Воскресе". Дальше шла своим чередом пасхальная утреня. Несколько раз, как и положено, батюшка выходил на амвон и приветствовал молящихся. Храм маленький, алтарь очень близко от людей, и это усиливает благоговейное отношение к богослужению.
Не обошлось и без курьезов. Когда диакон о.Александр Амелин прочитал Евангелие на греческом языке, то стоящий невдалеке дедуля пробубнил: "Говорила мне бабка - не ходи в этот храм, они там на своем казачьем языке служат. Так и есть".
А казаки все в храм не поместились, стояли на службе по очереди. И когда надо было выйти из храма в трапезную, находящуюся в правой части арки колокольни, чтобы взять чайник с теплотой, то появилось сожаление оттого, что люди стоят на улице, переговариваются, смеются, и не могут ощутить всей полноты пасхальной радости.
Но вот служба закончилась, батюшка зачитал пасхальные послания святейшего Патриарха Алексия II и высокопреосвященнейшего митрополита Иоанна, и все пошли в трапезную. Желающих разговеться оказалось довольно много, и часть людей поднялась на второй этаж, где находилась бухгалтерия, там тоже были накрыты столы. Особой еды никто тогда не готовил. Был первый год гайдаровских реформ, продукты по талонам и потому люди выложили на столы, что смогли принести из дома. Тем и разговлялись. Но тем не менее, и крашеные яйца, и куличи, и вареная картошка, и немного колбаски, и чай, - все было, а главное - на душе у всех был Праздников Праздник и Торжество Торжеств.
На следующий, 1993 год к этому Великому Празднику смогли подготовиться уже получше. Народу стало ходить уже больше, храм не мог вместить и десятой части от всех желающих, и люди с нетерпением смотрели на Собор и на Тихвинскую церковь: когда же они откроются... Пасхальная служба была опять незабываемая. Она одна такая в году и каждый год все же особенная. Причастников стало намного больше. Лучше стал петь хор. Он размещался тогда на балкончике, справа от входа, под ним свечная лавка.
Крестный ход опять обошел весь квартал, знаменуя этим, что все здания внутри квартала принадлежали раньше храму. Для трапезы пришлось отвести уже три помещения, и саму трапезную к празднику подремонтировали. Разговлялись долго, пели казачьи песни, беседовали, уже и первый лучик играющего пасхального солнышка заглянул в окно, как вдруг нам сообщили трагическую новость. Этой ночью, 18 апреля в Оптиной Пустыни были зверски убиты три насельника - иеромонах Василий (Росляков) и иноки Трофим и Ферапонт. Полная тишина повисла в трапезной, в головах не укладывалось, как такое могло произойти. Подробностей еще никто не знал. Ошеломленные таким известием, люди молча посидели и стали расходиться. На улице звонко пели птицы, громыхали трамваи по Лиговке, город просыпался и продолжал жить своим чередом. А святая Церковь приобрела еще трех новомучеников, молитвенников за нашу многострадальную Россию.
В 1994 году, как и в нынешнем 2016-ом, праздник Пасхи пришелся на 1 мая. Это была первая Пасха в храме Тихвинской иконы Божией Матери.
Как уже отмечалось ранее, в храме не было еще должного ремонта, служба шла в центральной части, огороженной фанерными перегородками. Справа от входа, буквой "Г" находились два стола, и это был свечной ящик. За ним стояла матушка Алла, и была она тогда единственной свечницей в церкви. Одна свеча стоила 600 рублей, подсчетов было много, на помощь приходила только что пришедшая в храм Вера Михайловна, экономист по образованию.
В Тихвинской церкви количество прихожан увеличилось. Когда батюшка Владимир с диаконом Андреем, для которого это была первая пасхальная служба в диаконском сане, после утрени вышли христосоваться с народом, то это заняло у них уже много времени.
Запомнился эпизод, как казначей Надежда Мельник (будущая матушка о.Валериана Жирякова) принесла на продажу большие красивые декоративные пасхальные яйца, и народ очень живо их разобрал, такие сувениры еще только начинали в то время появляться.
В тот год службы были всю Страстную седмицу. Понедельник, Вторник, Среда - литургия Преждеосвященных Даров. Великий Четверг - Литургия в воспоминание Тайной Вечери, вечером утреня с чтением Двенадцати Евангелий. Великая Пятница - три службы. Великая Суббота - утром литургия и далее до вечера продажа свечей на освящение куличей. Пасхальные снеди освящались в маленьком закутке под лестницей, ведущей на второй этаж - там, где сейчас расположен придел свв. Царственных Мучеников. Все службы Страстной седмицы настолько замечательные, настолько они наполнены тайным смыслом, особыми чтениями и песнопениями, что подумалось, как жалко, что люди не знают всего этого, пропускают их, оказывая предпочтение земным заботам - выпечке куличей, приготовлению творожных пасох, уборке дома. Это тоже, конечно, нужно, но "не хлебом единым жив человек" - сказал Господь наш Иисус Христос.
Трапеза была в большом помещении внутри Тихвинского храма, но народ сидел все равно очень и очень плотно. И все с надеждой смотрели в будущее, веря, что с Божией помощью восстановим этот прекрасный храм и еще много лет будем встречать в нем Светлое Христово Воскресение!
Матушка Алла Сергиенко
Новости
Обязательная регистрация: телефон/ whatsapp 8.981-137-46-93 Духовно-просветительский центр расположен по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр-т, д. 124