Летопись прихода
« НазадПродолжаем публикацию писем протоиерея Иоанна Яхонтова - с 1856 по 1874 гг. настоятеля Церкви Воздвижения Креста Господня (Ямской), как именовался в то время приход.
Иоанн Константинович Яхонтов родился в 1819 году. Первоначальное духовное образование он получил в Симбирской семинарии, затем продолжил образование в Петербургской духовной академии. Деятельность прот.Иоанна Яхонтова не ограничивалась рамками священнических обязанностей, он занимался чрезвычайно многообразной духовно-просветительской деятельностью. С1873 года отец Иоанн Яхонтов являлся одним из энергичнейших деятелей в работах по статистическому описанию Петербургской епархии. С 1862 по 1876 годы Яхонтов был редактором журнала «Духовная беседа». Журнал принес значительную пользу богословской литературе и отчасти русской истории.
Напомним, что протоиерей Иоанн взял на себя труд написать письма-проповеди бывшему родовитому бывшему русскому князю И.С. Гагарину, не только ставшему еретиком-католиком, но и принявшему на себя "сан" католического "священника". Гагарин опубликовал за границей работы, где пытался оправдать католическую ересь и насадить ее в России.
Читая эти письма, вы порадуетесь, что вы имеете возможность молиться в ограде того храма, где молились такие светильники веры нашей православной; вы пожелаете больше узнать о ней из уст такого проповедника и защитника ее; наконец, вы просто насладитесь спокойным слогом уверенного в истине человека, но и сожалеющего о духовной измене своего соотечественника.
Редакция газеты "Воздвижение"
ПИСЬМО ТРЕТЬЕ.
Прежние два письма мои к вам были только предисловием, или как бы введением в нашу заочную беседу. Перехожу теперь к самому главному вопросу, разделяющему нас с вами. Но останавливаюсь на минуту в недоумении.
Вы, кончивши вторую статью вашу, чувствовали некоторое волнение при мысли о том, какое оно произведет действие, особенно на нас, Русских, или еще честнее – на православное духовенство? Признаюсь, что и я, принимаясь теперь за перо, несколько тревожусь сомнением: хорошо ли я сделал, что вступил в беседу с вами, – будет ли какая-нибудь и кому польза от моих слов, от моих исследований и доказательств? Не лучше ли было бы употребить драгоценное время и труд на что-нибудь более близкое к нам, более важное и несомненно плодотворное? Вот уже около тысячи лет прошло, как совершилось плачевное отделение от православно- христианского Востока христианства Западного, произошло несогласие и раздражение между двумя родными сестрами. Тысячу лет уже Марфа упрекает Марию и громко жалуется на нее Богу и людям: яко едину мя остави служити. Кто, как не единый Господь, может уверит Марфу, что Мария благую часть избра, яже не отымется от нея? Сколько было совещаний и переговоров о примирении и воссоединении обеих Церквей! Сколько было сочинений в защиту той и другой стороны! И все напрасно! Не напрасно ли и мы с вами начали теперь наше печатное разглагольствие?.. Утешаю себя мыслью, что не я начал, а вы меня вызвали на это словопрение; вы напали, – я защищаюсь; вы искренне желали ответа на ваши сочинения, – я отвечаю. Впрочем, если бы я не знал, что вы все-таки, по происхождению мой соотечественник, если бы я не имел к вам некоторого сочувствия; то едва ли когда-нибудь взялся отвечать на те несправедливые нападения, клевету и дерзкие выходки против нас и нашей Церкви, которыми так богата французская и немецко-католическая литература. Я знаю, что и теперь мой голос едва ли дойдет до вашего сердца и проникнет души ваших единоверцев, что доказательства наши не убедят вас, как и ваши – нас не убеждают... Не нам с вами быть посредниками и примирителями между православным Востоком и римско-католическим Западом... Мы можем только желать этого примирения, должны молиться о нем Богу. Только Бог, Ему единому известными путями, может разрушить, разделяющее нас, средостение и снова сотворить обоя едино. Только прошу вас: не считайте нас какими-то упрямцами, фанатиками, которые ничего слышать не хотят, а только стоят на своем, по закоренелой привычке, пустой гордости, или слабоумному ослеплению. Нет, мы очень хорошо знаем и ваши и наши доказательства, спокойно и беспристрастно судим о предмете спора. Если в чем можно упрекнуть нас, то разве в равнодушии к нашей Церкви, в незнании ее, а никак – не в фанатизме.
Но я все уклоняюсь от главного предмета нашей беседы; вы, пожалуй, упрекнете меня в многоглаголании, или широковещании. Что делать? Вы знаете, что такая речь, свободно и широко разливающаяся, не совсем чужда характеру русского человека; не потому ли, может быть, что и земля-то наша очень широка и просторна? По крайней мере, вы можете видеть в тоне нашей речи доказательство и залог того, что и в дальнейшем беседа наша с вами будет исполнена искренности, чужда всякого педантства и схоластики, всякого раздражения и ненависти. Итак, призвав благословление Божие, приступаем к делу.
Господь Иисус Христос основал на земле единую, святую Церковь, которая и существует на земле уже около двух тысяч лет. Но дьявол, не имея силы разрушить ее, успел однако посеять между христианами свои плевелы: ереси, расколы, вражду и разделения; христиане составили разные общества, более или менее многолюдные, и каждое из них считает себя исключительно истинною Христовою Церковью.
Нетрудно доказать заблуждения тех христианских исповеданий, или обществ, которые явились в недавнее время, лишены характера древности, непрерывного преемства Апостольского служения, благодати священства. Но вот несколько столетий уже стоят одна против другой Церкви: Православная Восточная и, отделившаяся от нее, Западная. Как та, так и другая объявляет себя единственно истинною, правоверующею; та и другая представляет в доказательство этого свою древность, непрерывное преемство рукоположения, ненарушимое согласие с Церковью первых времен в догматах, таинствах и Богослужении. Что же разделяет их? Какой предмет их разномыслия? Касается ли он сущности Веры - догмата, или только дисциплины, то есть, формы правления, внешней стороны Христианской Церкви? Не знаю, что вы на это скажете и как вы об этом думаете. Но судя по тому, что почти все западные писатели называют восточных христиан не еретиками, а только схизматиками, надобно думать, что разномыслие между Восточною и Западною Церковью, по вашему мнению, касается только дисциплины, управления, внешнего порядка, а не сущности, не догмата Веры. По крайней мере, один из ученейших западных богословов, знаменитый Мелер (Mohler) прямо говорит, что "Православная греческая Церковь не имеет никакого внутреннего разногласия с католическою (то есть Римскою) в предметах Вероучения".
Вы, конечно, желаете знать: как мы, православные, смотрим на вопрос, разделяющий нас с вами? Имеет ли он для нас существенную, догматическую важность, или мы так же, как и вы, считаем его вопросом второстепенным, вопросом, касающимся только внешнего благочестия и управления церковного? Мы, чада Православной Церкви, по сродной нам снисходительности, остерегаемся клеймить кого бы то ни было именем еретика, или схизматика. Однако мы откровенно говорим, что предмет, или причина, заставляющая нас чуждаться общения с Церковью римскою, касается не церковной только дисциплины, а догмата, сущности христианской Веры.
Вы, конечно, читали грамоту Святейшего Патриарха Константинопольского Фотия, в которой он исчисляет заблуждения римской Церкви, побудившия четырех Восточных патриархов удалить от своего общения пятого, т.е. западного или римского. Я не буду повторять содержание этой грамоты; ибо знаю, что римская Церковь не придает своим частным мнениям и обычаям особенной важности и готова отказаться от них, не исключая даже и известной прибавки к Символу Веры, лишь бы только мы признали римского епископа главою всей Церкви.
Значит, главнейший, почти единственный вопрос, разделяющий Восточную и Западную Церковь, состоит в том: признавать ли римского епископа главою всей Церкви, наместником Иисуса Христа, единственно непогрешимым учителем Веры, верховным начальником и духовным владыкою всех патриархов, епископов, священников и мирян, или - не признавать?
Решив этот вопрос ясно и убедительно, мы окончательно решим весь спор между Церковью Восточною и Западною. Итак, Восточная Церковь не признаёт римского папу за то, за что выдает его Западная. Почему? Потому, что учение римской Церкви о главенстве папы прямо и ясно противоречит словам Иисуса Христа и всего священного Писания. Вот что я постараюсь доказать вам в этом моем письме. Только прочтите его спокойно, без предубеждения, не закрывайте ушей своих от голоса, может быть, чуждого, нового и неприятного для вас, но тем не менее искреннего и благожелательного.
Известна цепь умозаключений, которыми ваши писатели доказывают свое учение о главенстве папы; понятна та главная пружина, посредством которой римские епископы весьма искусно двигали и управляли умами многих народов в течение нескольких сот лет.
Вот ваш любимый силлогизм: посылка 1-я: по свидетельству св. Писания, Сам Иисус Христос поставил св. Апостола Петра Своим наместником и преемником, князем Апостолов, основанием и главою всей церкви.
Посылка 2-я: по свидетельству предания (уже, а не св. Писания), св. Апостол Петр долго жил и наконец скончался в Риме, был здесь первым епископом и поставил себе преемником святого Лина.
Заключение: следовательно преемники святого Петра, римские епископы должны считаться преемниками Иисуса Христа, главами и начальниками всей Христианской Церкви. Кажется, я верно и добросовестно передал смысл ваших умозаключений? Что же сказать об них? Говоря языком покойных схоластиков, я прежде всего - nego maiorem, отрицаю первую, большую посылку силлогизма, что и постараюсь доказать в этом письме, а после доберусь до второй посылки и заключения.
Иисус Христос, учреждая на земле святую Церковь, прежде всего избрал для нее и как бы положил в основание ее двенадцать Апостолов: в этом согласны Христиане всех вероисповеданий! Даровал ли Иисус Христос Своим Апостолам какия либо права и преимущества в Своей Церкви? "Весьма важные и великие", скажете вы, а я прибавлю "выраженные Его Божественными устами ясно и торжественно".
Никто не усомнится в этом, прочитав следующие места св. Писания: слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается пославшего Мя (Лук.10,16). Елика аще свяжете на земли,будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Мат. 18, 18). Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы; приимите Дух Свят; имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Иоан.20,21,22). Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Матф. 28,19, 20). Приимите силу, нашедшу Святому Духу на вы; и будете Ми свидетели в Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли (Деян.1,8).
Итак очевидно, что Господь поручил Апостолам проповедовать, крестить, отпускать грехи, наставлять и руководствовать верующих в христианской жизни. Ни одним словом, ни намеком Иисус Христос не показал Апостолам, что один из них должен быть, по вознесении Его, главою и руководителем прочих. Всем даны одинаковые права и обязанности, всем обещана и одинаковая награда. Святый Петр однажды вопросил Господа: се мы оставихом вся, и в след Тебе идохом: что убо будет нам? Отвечая на этот вопрос, Иисус Христос не обещал св. Петру никакого преимущества перед другими Апостолами, но всем им сказал: аминь глаголю вам, яко вы, шедшие по Мне...сядете на двоюнадесяте престолу, судящее обеманадесяте коленома Израилевома (Матф.19,27,28).
Если бы действительно Господу угодно было назначить св. Петра Своим преемником и наместником; то, конечно, об этом было бы сказано в Евангелии так же ясно и выразительно, как сказано о назначении и преимуществах Апостолов вообще; Господь сказал бы им об этом особенно при вознесении Своем на небо. Но что он говорит им в эту торжественную минуту? Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века! Сам обещал невидимо быть с ними, а не назначил кого либо из них Своим преемником, или наместником.
Из сказанного теперь нами можно убедиться, по крайней мере, в том, что в Евангелии нет прямого и ясного указания на то, что будто, как говорите вы, Иисус Христос дал особенные права и верховную власть святому Петру. Уже и это достаточно колеблет прочность вашего учения, которому вы приписываете такую важность, что готовы все уступить, лишь бы его навязать нам.
Но что вы скажете, если я укажу вам в Евангелии прямые и несомненные доказательства того, что Иисус Христос не только не давал Петру особенной власти над прочими Апостолами, но запретил даже думать об этом - и ему и кому бы то ни было из них? Вопрос в том: кто из двенадцати учеников больше, важнее, или ближе к Иисусу Христу - не редко рождался в малом обществе Апостолов; неоднократно они просили разрешения его у самого Божественного Учителя. Обратите вы на это ваше внимание и рассудите без предубеждения. Если бы учение римской Церкви было согласно с учением нашего Спасителя; то не сказал ли бы Он на вопрос Апостолов ясно и прямо, что св. Петр больше всех их, что он будет их начальником? Мог ли бы Он скрыть от учеников такую важную истину, если бы точно это была истина? Особенно припомните, что слова Иисуса Христа, сказанные Апостолам, должны служить правилом для всех христиан - до скончания века.
Так, например, Апостолы просили Господа, чтобы он научил их молиться, и Господь преподал - не им только, но и всем нам, всем бывшим и будущим христианам, высочайший образец молитвы - молитву Господню.
Итак повторяем: Апостолы неоднократно спрашивали Господа: кто из них больше? Ответ Господа должен разрешить все, и их и наши, недоумения. Раскроем св. Евангелие. Приступиша ученицы ко Иисусу глаголющее: кто убо болий есть в царствии небесном? И призвав Иисус отроча, постави е посреди их и рече: аминь глаголю вам: аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в царствие небесное. Иже убо смирится яко отроча сие, той есть болий во царствии небесном (Матф.18, 1-4).
Прочитавши эти божественные слова, вообразите себе римского первосвященника, сидящего на высоких креслах и несомого на плечах благородных его собратий, окруженного наемною швейцарскою гвардией с блестящими шлемами и мечами, - и скажите: походит ли он на то отроча, которое, по слову Господа, болий есть в царствии небесном!.... Но отвратимся от этой блестящей, но жалкой картины, и обратимся к светильнику слова Божия.
Начало и продолжение в номерах газеты "Воздвижение"
Новости
Обязательная регистрация: телефон/ whatsapp 8.981-137-46-93 Духовно-просветительский центр расположен по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр-т, д. 124