Летопись прихода
« НазадНа редкость многоплановым оказалось это, не сравнимое ни с одной другой паломнической поездкой, наше путешествие по Псковской земле… Казалось бы, всё шло по заданному маршруту и плану: первый, второй, третий день. Псков (Печоры); Святогорье – Михайловское, Спасо-Елеазаровский монастырь.
Но наше прикосновение к этим общеизвестным местам было таким насыщенным, таким впечатляющим и таким проникшим в душу, что, с каким бы волнением мы ни ожидали встречи с Михайловским, для многих впервые, встреча превзошла все ожидания и предвкушения, ибо у этого самого Лукоморья мы встретились с Пушкиным… Гуляли по его любимому лугу с мельницей, с террасы господского дома не могли оторвать глаз от сто раз виденного в картинах и книгах пейзажа, где раскинулись озеро Маленец и Кучане, извивы Сороти, весь этот знакомый простор, озарённый в тот октябрьский день ярким солнцем; увидели всё это «очей очарованье» – и во всём был Пушкин…
Даже те из нас, кто не склонен к излишним выражениям чувств, написали в школьном сочинении: «Эти впечатления хранятся до сих пор в моей голове. Каждый раз, перед сном, у меня перед глазами всплывают эти пушкинские места». А у кого-то всплывают в памяти деревянные заборчики, ограждающие усадебные цветники, настолько снизу доверху обросшие лишайником, что кажется, будто заборчики замшели здесь ещё с пушкинских времён...
И даже вдоль всех псковских дорог (именно дорог, а не трасс), которыми и сам поэт не один раз проезжал, нас приветствовали пушкинские «в багрец и золото одетые леса». Казалось, мы и не могли выбрать (не выбирая, а так вышло) лучших дней, чем эти.
Наши путеводители
Экскурсоводы в усадьбе, как и сами эти места, оказались тоже особенные. Нашу группу провёл по господскому дому Станислав Лебедев, и от его рассказа осталось благодарное впечатление, что этот человек находится на своём месте...
Необычной стала наша встреча и с Татьяной Георгиевной Ледининой, в качестве экскурсовода сопровождавшей нас от Пскова (от часовни св. Царя-Мученика) до Святогорья и так много поведавшей нам об истории этого края. В полном смысле Татьяна Георгиевна не экскурсовод, но будучи хранителем библиотеки Святогорского монастыря и краеведом в целом (см. её участие в воссоздании «Майского союза» на стр.26), она может поведать о многом. Татьяна Георгиевна так любит свою родную землю, что для нас она стала олицетворением псковитянки. Мы настолько не могли с ней расстаться, что уже через неделю, приехав в Петербург для работы в архивах, Татьяна Георгиевна, по приглашению, посетила наш храм и даже выступила перед школьниками с рассказом о «Майском союзе».
«Помолитесь обо мне…»
Одной из целей нашей поездки была молитва на могиле А. С. Пушкина, просившего о нём молиться... Об этой просьбе мы узнали из следующей истории:
«Это было в послевоенные 60-е годы прошлого (XX) века. Протоиерей Александр Ветелев, профессор Московской духовной академии, отслужив Божественную литургию, вернулся домой и попросил согреть себе чаю. Сидя на стуле, он задремал. В это время к нему в комнату вошёл человек и сказал:
«Здравствуйте, Батюшка! Вы меня не узнаёте?» – Кто вы? – Я Пушкин Александр Сергеевич... – Александр Сергеевич! Вы откуда? Помиловал ли вас Господь, Спаслись ли вы? – Знаете, Батюшка, здесь, на земле, все мои стихи читают и все меня прославляют, но молиться за меня никто не молится. Я прошу вас, помолитесь обо мне. – Александр Сергеевич, я так рад вас видеть, я, конечно же, буду о вас молиться. – Благодарю вас, Батюшка. Неожиданный гость поклонился и стал невидимым.
Поражённый явлением о. Александр открыл календарь: «Сегодня 10 февраля, а по старому стилю 29 января. Да ведь это же день кончины Александра Сергеевича». Не дождавшись чаю, Батюшка оделся и вернулся в храм. Горячо помолившись у престола Божия, он вынул из просфоры частичку о упокоении убиенного раба Божия Александра». Эту историю вспоминали мы по дороге в Псков.
СВЯТОГОРЬЕ
Пушкинские горы (ни в коем случае не Пушгоры!) раньше назывались Святые горы. Настоящее название этих мест сохранил монастырь – это Святогорский монастырь. Из интересной и динамичной экскурсии отца Климента об истории монастыря мы узнали, что эти «горы» (крутые холмы) действительно святые… Неспроста же и Александр Сергеевич покоится здесь, у алтаря Успенского храма, рядом с фамильной усыпальницей.
На могиле поэта, усыпанной в тот день букетами последних осенних цветов, мы с особым чувством молились о упокоении раба Божия Александра на панихиде, которую служил отец Владимир, а школьники пели. Всё происходило в окружении невероятной красоты осенних картин, и казалось, будто над местом упокоения нашего поэта «гусей крикливых караван тянулся к югу». После панихиды школьники положили свои букеты цветов к подножию памятника на могиле, а одна ученица преподнесла простой букетик багряных осенних листьев…
ПЕЧЕРСКИЕ ЧУДЕСА
В поздних сумерках покидали эти святые места, и каждый из нас был как «переполненная чаша». В эту «переполненную чашу» легли и впечатления от экскурсии по Псковскому кремлю («Крому») и посещения Псково-Печерского монастыря накануне, в сумерках, с моросящим дождиком, который в свете первых зажегшихся фонарей вдоль дорожек только придавал тепла и уюта нашему пребыванию в этом святом месте. А уж когда нас почти в темноте повели по некой деревянной лесенке на второй этаж некого корпуса, удивлению и радости не было предела. Это оказалась келья отца Иоанна Крестьянкина… Чудо из чудес. Мы не только приложились к святыням. Нас ещё окропили с головы до ног святой водой, одарили портретами старца в открытках, да ещё и, по завету самого старца, каждый мог взять по выходе из кельи три конфетки, чтобы в следующее посещение положить в эту коробочку свою такую же лепту.
Благодарим организаторов, экскурсоводов, ну и, конечно, настоятельницу Спасо-Елеазаровской обители монахиню Марию, оказавшую нам такой щедрый, домашний приём.
...Вспомним нашего великого Гоголя, который сказал нам: «Нужно проездиться по России… Нужно любить Россию…» Такой отрадно воспитательной поездкой и стало для нас путешествие по соседней с нами псковской земле, хотя всегда и пограничной с западом, но такой русской из русских земель...
Редакция газеты «Воздвижение»
Отрывки из сочинений школьников:
Это была самая прекрасная поездка в моей жизни. Школа первый раз ехала с двумя ночёвками. А школьников было много: почти половина из всех.
В поездке было всё, чего только можно было пожелать. Мы ехали в невероятно красивые и благодатные места. Вопреки прогнозам, солнечная погода радовала нас возможностью запечатлеть на камеру красоты Михайловского и других живописных, исторических мест.
Со всеми экскурсоводами мы встречались уже на месте, и потому по дороге у нас была возможность послушать рассказ нашей сопаломницы Екатерины Владимировны об истории Петербурга. Так как главной целью нашей поездки являлись Пушкинские горы, надо было обязательно вспомнить о поэте и его творчестве. В этом нам помогли наши учителя, составившие интереснейшую композицию из стихов Александра Сергеевича и воспоминаний о нём. А уж обратная дорога была наполнена песнями и стихами, исполняемыми нашими школьниками. И никак не кончался поток наших песен. Батюшка благословил: «Если душа поёт, пускай поют». А душа не могла не петь: мы впитали в себя столько всего в этой поездке!
***
На ночёвку мы возвращались в Свято-Елеазаровский монастырь, в наш «дом» (большую гостиницу при Свято-Елеазаровском монастыре, в которой все эти три дня жили только мы, как большая семья). Читали вечернее правило в домовом храме гостиницы. Там каждый, кто хотел, мог прочитать по молитве. Чувствовалось, что наш приход – это большая семья.
***
В Свято-Елеазаровском монастыре нас приняли очень тепло. Мать Евгения, которая когда-то была нашей прихожанкой, учительницей в школе и иконописицей, встречала нас и кормила. Еда была очень вкусная. А после ужина мы, девочки старших классов, мыли посуду. Посуды было много, но по благословению батюшки работалось легко и быстро.
В монастыре мы не только ели и спали: ему был посвящён последний день нашей поездки. Сначала молились на службе вместе с монахинями и митрополитом Евсевием. Владыка возрождал Псковскую землю после долгих лет разрухи. Почти все школьники сподобились причаститься Святых Христовых Таин.
На трапезе, в которую все пришли с чином о Панагии под звон колоколов, мы выступили с небольшой композицией. Экскурсию по монастырю провела нам мать Евгения.
Перед отъездом мы помолились у могилки ещё одной нашей прихожанки – схимонахини Клавдии, похороненной на погосте монастыря.
***
Главной целью нашей поездки было Михайловское. По дороге нам о его истории рассказывала хранительница библиотеки Святогорского монастыря Татьяна Георгиевна Лединина. Я заснула ещё в начале дороги и потому не заметила, как Татьяна Георгиевна появилась в нашем автобусе. Но когда я проснулась… Спать не хотелось совсем – так интересно она рассказывала. А потом Татьяна Георгиевна ходила с нами по Михайловскому как давняя знакомая.
Я до сих пор не могу поверить, что побывала в Пушкинских местах. Михайловское… Вокруг – картины. Но даже не столько красота Русской природы впечатляет, сколько дух этого места. Здесь писал свои стихотворения Александр Сергеевич, здесь в конной прогулке ему пришла на ум строка для «Евгения Онегина», здесь он слушал няню Арину Родионовну, «голубку дряхлую» свою, сюда приехал зимним утром Пущин… – «Мой первый друг, мой друг бесценный». Мы побывали в усадьбе Пушкина, в домике няни, гуляли по полям Михайловского. Эта поездка надолго останется в моей душе.
ПСКОВ
ПЕЧОРЫ
СВЯТОГОРЬЕ. ПАНИХИДА НА МОГИЛЕ А.С. ПУШКИНА
МИХАЙЛОВСКОЕ
Новости
Обязательная регистрация: телефон/ whatsapp 8.981-137-46-93 Духовно-просветительский центр расположен по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр-т, д. 124